Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Технологии ХХI века и российские университеты

П. А. Бушев

В каждой стране существует свой подход к системе образования. Например, в США многие фирмы открывают свои учебные центры в университетах; в Израиле – не так, там каждый занимается своим делом – кто-то учит, а кто-то работает. В России же издавна существует традиция интеграции науки с высшей школой. Главные черты такой системы подготовки специалистов – фундаментальность общего образования и гибкость специализации.

В начале февраля текущего года в Москве проходил Симпозиум технических университетов России. Вступительное слово сказал ответственный секретарь оргкомитета профессор МГИЭТ Д. И. Панфилов. Все выступающие на симпозиуме затронули в основном две ключевые проблемы — российского высшего технического образования и связи. Кстати, не надо думать, будто за океаном все эти вопросы давно решены. Президент Университета Motorola г-н Уиггернхорн достаточно четко сказал в своем выступлении, что ближайшие пять—десять лет его фирме (и не только ей) не будет хватать инженерных кадров. И это у них, где, казалось бы, есть все предпосылки для того, чтобы учиться и работать, как обычно говорят у нас, «по специальности». Но за рубежом недостаток специалистов, по-видимому, связан со все возрастающим интересом людей к высококачественным системам телекоммуникаций, которые, кроме создания надежной связи, сулят еще и снижение эксплуатационных затрат.

А что же в России? Все докладчики, а на симпозиуме присутствовали и выступали официальные представители многих отраслевых министерств, выразили глубокую убежденность в том, что и система технического образования, и наука, и конечно же системы телекоммуникаций в России достигнут мирового уровня и даже превысят его. Во всех этих областях потенциал нашей страны огромен.

Работа с университетами

Этот вопрос обсуждался еще в бывшем СССР: какие инженеры больше нужны нашему производству — обладающие узкой специализацией или широкой. Но тогда он стоял не так остро. Существовала система распределения выпускников, и любой из них был уверен, что его куда-нибудь да «пристроят» (причем независимо от его специализации). А как быть сейчас? Что делать молодому инженеру, окончившему свое обучение в институте? Идти на рынок торговать бананами или уезжать за границу? Относительно второго можно сказать следующее: многие выпускники российских технических вузов (МФТИ, МИФИ, МГТУ и др.), уехав три-четыре года назад за рубеж и получив там ученую степень (PhD), теперь возвращаются на Родину.

Безвыходных ситуаций не бывает. И как пример тому — подход фирмы Motorola к подготовке инженерных кадров. Г-н Уиггернхорн рассказал, что помимо основных университетских курсов (математика, физика и т. д.), студенты изучают специальные предметы на базовых кафедрах (или учебных центрах), созданных самой фирмой. В результате такого подхода фирма получает уже готовых специалистов, способных сразу же приступить к работе. Причем весь процесс обучения студентов и аспирантов фактически финансируется самой компанией, что на Западе просто необходимо, так как многие университеты не имеют государственной поддержки (а если и имеют, то в очень небольшом объеме).

Г-н Уиггернхорн также отметил, что многие корпорации (и не только Motorola) принимают на работу даже студентов второго курса. Но это еще не все... Система обучения рассчитана на людей разного возраста — от 18 до 80 лет. Кроме того, каждый специалист из той же компании Motorola проходит ежегодную переподготовку по своей тематике в течение, как минимум, пяти дней. Большое внимание уделяется и системам получения образования без посещения университетов (так называемого «удаленного образования»), например через сеть Интернет.

Отметим, что свои базовые лаборатории (базовые кафедры) Motorola открыла и в российских учебных заведениях, таких, как МГИЭТ, МТУСИ, МЭИ, СПЭТИ, НГУ и др. Кстати, в нашей стране подобный опыт обучения студентов имеет не только компания Motorola. Например, компания «Информсвязь» открыла свою базовую кафедру в МГИРЭА, компания «Анкей» тоже открывает базовую кафедру, но в МФТИ, а компания Sun Microsystems создала учебный центр в г. Новосибирске при местном университете.

Конечно, хорошо, что находятся фирмы, финансирующие процесс обучения, но здесь есть опасность появления «монополии». Например, если одна из таких компаний откроет базовые кафедры во многих вузах, то через некоторое время это приведет к возрастанию спроса на ее оборудование из-за того, что с другим оборудованием специалисты просто не умеют работать. Наверное, прежде чем «кидаться в объятия» коммерческих фирм, хорошо бы продумать систему взаимоотношений между вузом, учащимися и самой компанией.

Слушая докладчика, я вспомнил слова одного американского профессора о том, как они там в Америке пытаются «привить» в своих университетах российскую систему образования. Он не понаслышке знает про МФТИ, МИФИ — в его лаборатории (кстати, одной из передовых в области волоконно-оптических систем связи) работают много специалистов, окончивших именно эти вузы. Просто не надо забывать про них... а система обучения таких институтов, точнее, система Физтеха (МФТИ), и была, по-видимому, взята на вооружение многими зарубежными техническими фирмами.

Система Физтеха

1946 год. Закончилась одна из самых тяжелых войн в истории нашей страны. Думаю, не стоит упоминать о том, что в то время на первом месте стояла обороноспособность страны. Поэтому И. В. Сталин принял предложение академиков П. Л. Капицы и С. А. Христиановича о необходимости создания высшей физико-технической школы. В послевоенное время было достаточно много отраслей, где существовала потребность в специалистах высокого уровня. Это и авиация, и радиофизика, и радиосвязь, и ядерная энергетика, и инфракрасная оптика и многое другое. Отметим лидерство авиации в этом списке приоритетов, для которых и создавался вуз.

И все-таки во главу угла была поставлена физика, и академики П. Л. Капица, И. В. Курчатов, Н. Н. Семенов, С. А. Христианович и др. коллективно сформулировали и по сей день действующие принципы образовательной системы Физтеха. Вот они:

  • тщательный отбор и предварительная подготовка наиболее талантливой части молодежи;
  • серьезная фундаментальная подготовка по физике, математике и иностранному языку в объеме учебного плана лучших университетов мира;
  • конкретная подготовка специалистов в процессе выполнения научной работы на базе ведущих отечественных предприятий и лабораторий для дальнейшей работы на переднем фронте выбранной отрасли.

Главные черты такой системы подготовки специалистов — это фундаментальность общего образования и гибкость специализации. А последней нельзя достичь без интеграции науки с образованием. Поэтому сегодня в том же МФТИ уже открыты научно-учебные центры, такие, как «Фундаментальная оптика и спектроскопия» на базе Физического института им. Лебедева, Российский научный центр «Курчатовский институт» и т. д.

А если говорить о приложении науки к реальной жизни, т. е. о технологиях, оборудовании и т. д., то стоит сказать о том, что в МФТИ, кроме компании «Анкей», еще и фирма PLUS Communications собирается открыть свою базовую кафедру. Это пример номер один. Пример номер два — СП «ИРЭ-Полюс». Если первые предприятия занимаются строительством телекоммуникационных сетей, то второе — разработкой высокотехнологичного оборудования на базе волоконных усилителей и лазеров, которые могут быть востребованы и в сетях связи.

Связь в третьем тысячелетии

Конечно, вы можете возразить: Физтех создавался в условиях новой военной угрозы, да и предназначался он, вообще говоря, для пополнения специалистами предприятий ВПК, поэтому при чем тут телекоммуникации? А при том, что данная система образования хорошо зарекомендовала себя в вышеназванных областях производства и нет никаких причин, по которым она не будет работать и в области связи. Это во-первых. А во-вторых, давайте вспомним, кем основаны фирмы Qualcomm или RAD data communications? Выходцами из «местного» ВПК!

Связь — это, наверное, одно из главных направлений развития промышленности России, да и не только ее. Во всем мире идет качественное изменение информационной среды. Технологии связи непрестанно обновляются, и в своем докладе «Современные тенденции развития технологий — оценки компании Motorola» г-н Хенг выделил несколько основных направлений развития информационных сетей: внедрение протоколов IPv6 и Mobile IP; создание микропроцессорных систем, имеющих производительность 2,5 Гбит/с; строительство оптоволоконных магистралей со скоростью передачи порядка 100 Тбит/c (!); разработка нейропроцессорных систем (или нейронных сетей), способных распознавать образы и речь (отметим, что такие разработки уже ведутся рядом российских институтов и предприятий, в частности Институтом оптико-нейронных технологий и Физическим институтом РАН, НТЦ «Модуль» и др.); создание защищенных протоколов для клиент-серверных приложений.

Естественно, при таком изобилии всевозможных технологий могут возникнуть новые сегменты рынка телекоммуникаций — например, все электронное оборудование станет цифровым, IP-трафик будут передавать по сетям ATM, появятся виртуальные среды, «умные» автомобили и многое-многое другое.

***

Слушая про подобные ухищрения, я с ужасом думаю о тех людях, которые до сих пор смотрят черно-белый телевизор образца 70-х годов. Ничего-ничего, уже скоро все бабушки (и не только они) будут смотреть свои любимые сериалы по High Definition TV (телевидение высокого разрешения). «Лед тронулся, господа присяжные заседатели», и теперь, наверное, нам останется только научиться потреблять все возрастающие объемы информации и услуги широкополосных сетей связи. Главное, чтобы не получилось как в рассказе Рея Бредбери «Будет ласковый дождь». Все-таки связь — для нас, а не мы — для связи.





  
3 '1998
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• В борьбе GSM и CDMA победила дружба

локальные сети

• Кабельные системы для офисных зданий. Часть I. История, приложения, стандарты

• Быстрые устройства для быстрых сетей

• Когда сервер NetWare работает медленно

• В поисках решения удаленного управления

корпоративные сети

• Коммутаторы ATM на магистрали корпоративной сети

• Формализованное представление работы предприятия

• Четыре монитора транзакций для корпоративных приложений

услуги сетей связи

• Системы WLL на российском рынке

• Технологии ХХI века и российские университеты

• Европейская конференция по АТМ

• Передача голоса по сетям ATM (часть II)

• Передача данных по каналам телевещания

• Телевидение: от кабельного к эфирному и далее...

системы учрежденческой связи

• Конкурентоспособны ли отечественные УАТС?

• Такие разные автоинформаторы

интернет и интрасети

• За подрядами - в Интернет!

• Оправдает ли ожидания WinSock 2?

• Электронная коммерция в России

защита данных

• Секреты виртуальных частных сетей

бизнес

• 3Com-OCS: связь напрямую

новые продукты

• 101-й "козырь" фирмы RAD, Allied Telesyn выходит на рынок средств удаленного доступа

только на сервере

• Новые горизонты локальных сетей



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх