Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Электронная коммерция в России

В. В. Гуров

Состоявшийся в апреле прошлого года семинар РОЦИТ надолго запомнился его участникам. На нем был проанализирован мировой опыт в области электронных платежей и представлен ряд соображений по созданию систем расчетов через Интернет в России (см. статью «Меняю ваучер на компьютер с доступом в Интернет» на Web-сервере журнала «Сети и системы связи» (1997. № 7; http://www.ccc.ru). И вот спустя почти девять месяцев, а точнее, 29 января 1998 г., состоялся очередной семинар, на котором обсуждалось состояние дел с развитием систем электронных платежей в российской части Интернет.

В этот раз мне хотелось бы немного отойти от жанра «репортажа с места событий» и подробнее остановиться на наиболее интересных моментах этого семинара. На мой взгляд, несмотря на имеющиеся в данной области проблемы, в частности законодательного характера, наблюдается явный прогресс в создании отечественных систем электронных расчетов и даже появились действующие прототипы Интернет-магазинов.

Web-узлы некоторых предприятий торговли уже давно предоставляют потенциальным клиентам информацию об имеющихся у них товарах и услугах. Однако для приобретения их необходимо либо явиться в магазин и оплатить покупку, либо перечислить деньги на счет продавца традиционным способом. Примером может служить Web-узел оптового магазина «МТМ Луч» (его создатели — фирмы «МТМ Луч» и Quarta Technologies), на котором имеется информация о ценах, условиях поставки и оплаты консервированных пищевых продуктов. Для зарегистрированного на этом узле клиента обработка заказа осуществляется с автоматическим резервированием необходимого товара на складе и последующим предоставлением счета на оплату заказа. В российской части Интернет есть целый ряд аналогичных узлов, которые страдают одним недостатком — у них нет возможности произвести расчеты за покупку, что называется, «не отходя от кассы», а точнее, от компьютера.

По этой же причине, несмотря на присутствие в названиях многих таких узлов слова «магазин», по сути своей они ими не являются. Характерным отличием Интернет-магазинов от Интернет-витрин, к каковым и относятся вышеупомянутые узлы, является возможность немедленной оплаты заказа. Пример такого магазина — Internet Shopping Network, созданный в США и описанный мной в предыдущей статье (см. выше). Если же говорить о России, то на сегодняшний день наиболее «продвинутым» в этом плане решением мне представляется Web-узел магазина компакт-дисков «Пурпурный Легион», хотя пока (по крайней мере на момент написания статьи) и здесь нельзя оплатить покупку немедленно.

Web-узел «Пурпурного Легиона» создан компанией «АйТи» и размещен на ее Web-сервере Internet Moscow Business Server (IMBS) по адресу www.imbs.com. При входе в торговую систему посетитель «попадает» в «Каталог товаров» и, используя его, выбирает из БД интересующие его компакт-диски. Работая с каталогом при помощи кнопки «Добавить в корзину», покупатель «помещает» выбранный им CD-диск в «корзину покупок». Окончательно заказ формируется после нажатия на кнопку «Оформить заказ».

На Web-странице сервера имеется ссылка на файл в формате RTF, который представляет собой образец формы № ПД-4 для оплаты выбранной покупки через отделения Сбербанка или коммерческих банков, работающих с частными лицами. Данный файл можно загрузить в MS Word, а также в любой другой текстовый редактор, «понимающий» этот формат, и затем распечатать.

Покупать или не покупать через Сеть?

Для Интернет-магазинов, торгующих книгами, компакт-дисками, информацией или ПО, имеется возможность реализовать систему платежей, способную работать везде, где состав покупателей и их платежи носят случайный характер и где размер каждого платежа невелик. Фактор случайности затрудняет возможность перехвата сообщений, содержащих информацию о платежных реквизитах клиента, а незначительность самих платежей делает такой перехват нецелесообразным. Недостаток законоуложений, регулирующих платежи в Интернет, преодолевается посредством заключения договоров между сторонами, участвующими в процессе электронной торговли.

Юридически проект обеспечен набором типовых договоров, регулирующих отношения между продавцом, покупателем, платежными системами (платежный сервер) и процессинговым центром. В этом наборе договоров центральным элементом является платежный сервер, так как все остальные участники «электронных» сделок заключают договоры именно с организацией, предоставляющей комплекс услуг этого сервера. В договоре с покупателем фиксируется его согласие с условиями покупки и формой оплаты, в том числе и со способом передачи информации о пластиковой карте покупателя. Размещение текста договора в Сети можно рассматривать как публичную оферту со всеми вытекающими из этого факта последствиями, которые признаны действующим законодательством. Договор с продавцом регулирует обязанности последнего по предоставлению купленных посредством Интернет товаров или приобретенных услуг и фиксирует обязательства продавца в отношениях с покупателем.

Важнейшую роль в этой системе играет соглашение организации — владельца платежного сервера с банком или процессинговым центром, который представляет традиционную платежную систему. Договор определяет специфику взаиморасчетов и взаимную ответственность сторон при осуществлении платежей по пластиковым картам.

Программное обеспечение проекта включает три модуля: генерации запроса в платежную систему для авторизации платежа (встроенный в Интернет-магазин), поддержки каталога транзакций и, наконец, преобразования запроса из протокола Интернет в протокол X.25. В разработке опытной версии платежной системы участвуют специалисты одного из известных процессинговых центров, компания «Ви-6», ряд партнерских организаций и торговых фирм.

***

Для одного почтового отправления максимальное число дисков в заказе будет равно четырем. При проведении расчета c помощью интерактивной формы к стоимости каждой единицы почтового отправления необходимо прибавить сумму страхового сбора. В принципе в целях экономии клиент может и отказаться от страхового сбора, но тогда любые претензии по поводу исчезновения самой бандероли или ее содержимого продавец принимать не будет. Кроме того, на каждую единицу почтового отправления набавляется стоимость пересылки, составляющая 6 руб. Нажав на кнопку «Отправить», клиент производит резервирование товара на складе, а соответствующая информация об этом поступает в его личную папку «Выполненные заказы». Оплатив счет, клиент должен обязательно подтвердить сделку, для чего необходимо вернуться к странице заказа и в соответствующих полях интерактивной формы проставить дату оплаты и номер платежного поручения. В окончательном ответе торговой системы магазина «Пурпурный Легион» будет содержаться сообщение об отправке товара по почте.

Как видно, процесс покупки товаров через Интернет все еще является достаточно сложным. Компания «АйТи» обещает, что в скором времени на Web-узле «Пурпурного Легиона» появится возможность оплачивать заказы с помощью пластиковой карты. Для этого разработано специальное ActiveX-приложение, которое будет запускаться на клиентской машине. Кроме того, с помощью специального карт-ридера для оплаты покупок также можно будет применять смарт-карты типа SmartCity.

Готов выйти на российский рынок электронной коммерции со своим решением и другой российский интегратор — компания TopS. С этой целью она подписала соглашение с фирмой INTERSHOP Communications, в рамках которого TopS будет предлагать своим клиентам законченные решения по электронной коммерции на базе программных продуктов этой фирмы. Один из таких продуктов — INTERSHOP Online представляет собой Интернет-магазин с Интернет-витриной и программным обеспечением back-office для реализации полнофункционального управления всем бизнес-процессом Интернет-магазина.

В комплект поставки ПО INTERSHOP Online входят несколько магазинов, полностью готовых к «заполнению товарами» и торговым операциям. Интерьер магазина может быть выбран из трех прилагаемых шаблонов. Кроме этого, имеется возможность полного переоформления витрины виртуального магазина Web-дизайнером.

Второй продукт фирмы — INTERSHOP Mall — полностью готовый к открытию «торговый ряд» из Интернет-магазинов INTERSHOP Online. Это решение ориентировано главным образом на компании, которые предоставляют своим клиентам услуги Web-аутсорсинга. Используя данный продукт, можно разместить на одном Web-сервере десятки Интернет-магазинов. Торговая компания, арендующая какой-либо из магазинов, имеет возможность управлять им из своего офиса с помощью Web-интерфейса. Все магазины полностью отделены друг от друга и имеют свои системы безопасности, что позволяет каждой торговой компании полностью контролировать работу именно своего магазина.

Изучив рынок электронной коммерции, компания TopS намерена разработать свое полнофункциональное решение, а именно собственно Интернет-магазин и все элементы, необходимые для организации его системы безопасности с учетом российских особенностей. Дополнительно к встроенной в INTERSHOP Mall системе безопасности на основе протокола SSL компания TopS предлагает еще одну, предназначенную для работы по защищенным виртуальным Интернет-каналам между INTERSHOP Mall Server и менеджерами магазинов, а также систему защиты Web-узла на базе межсетевого экрана. Для обеспечения функционирования систем безопасности организуется специальная служба — Центр доверительных цифровых сертификатов для всех компаний, использующих это ПО. С точки зрения компании TopS, создание такого центра, готового предоставлять свои услуги любым организациям, является принципиально важным шагом в деле создания инфраструктуры дальнейшего развития электронной коммерции в России.

Говоря об электронных платежах, хотелось бы отметить еще одно связанное с данной темой событие. На прошедших в начале февраля текущего года 1-м Московском международном форуме по платежным картам в России, 3-й Международной конференции и выставке «Интеллектуальные карты России-98» рядом российских и зарубежных компаний были продемонстрированы законченные решения, на основе которых в самое ближайшее время могут быть созданы системы по оплате товаров и услуг в Интернет. В частности, компания Schlumberger представила свою разработку под названием Cyberflex. Это смарт-карта, способная выполнять программы, написанные на языке программирования Java. Карта Cyberflex содержит микропроцессор с ОС для обработки команд и память, хранящую коды приложений и данные. Ее можно применять для проведения платежных операций, защищенного доступа к Интернет, «электронных» покупок, а также использования приложений, связанных с цифровой мобильной телефонией.





  
3 '1998
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• В борьбе GSM и CDMA победила дружба

локальные сети

• Кабельные системы для офисных зданий. Часть I. История, приложения, стандарты

• Быстрые устройства для быстрых сетей

• Когда сервер NetWare работает медленно

• В поисках решения удаленного управления

корпоративные сети

• Коммутаторы ATM на магистрали корпоративной сети

• Формализованное представление работы предприятия

• Четыре монитора транзакций для корпоративных приложений

услуги сетей связи

• Системы WLL на российском рынке

• Технологии ХХI века и российские университеты

• Европейская конференция по АТМ

• Передача голоса по сетям ATM (часть II)

• Передача данных по каналам телевещания

• Телевидение: от кабельного к эфирному и далее...

системы учрежденческой связи

• Конкурентоспособны ли отечественные УАТС?

• Такие разные автоинформаторы

интернет и интрасети

• За подрядами - в Интернет!

• Оправдает ли ожидания WinSock 2?

• Электронная коммерция в России

защита данных

• Секреты виртуальных частных сетей

бизнес

• 3Com-OCS: связь напрямую

новые продукты

• 101-й "козырь" фирмы RAD, Allied Telesyn выходит на рынок средств удаленного доступа

только на сервере

• Новые горизонты локальных сетей



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх