Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

"Небесные" высокоскоростные сети (окончание)

Кристина Хаджинс-Бонафилд

Игра «навылет»

Немало трудностей ожидает компании, создающие широкополосные системы спутниковой связи (ССС). По мнению аналитиков, до 2002 г. (запланированное время начала работы большинства широкополосных ССС) между этими компаниями возможны различные альянсы, а некоторые из них могут вообще «выйти из игры». (В конце мая текущего года фирмы Motorola и Matra Marconi Space, разработавшие систему Celestri, вступили в партнерские отношения с фирмой Teledesic и присоединились к работе над ее проектом Internet-in-the-Sky, который, безусловно, является одним из самых перспективных проектов широкополосных ССС. - Прим. ред.)

Аналитик Иган из фирмы Gartner Group и другие специалисты полагают, что мировое экономическое сообщество поддержит только несколько глобальных поставщиков услуг широкополосной спутниковой связи. Среди них он называет фирмы Loral и Hughes. Позиции Loral укрепляет ее совместное предприятие с фирмой QUALCOMM - Globalstar. Спутниковая система Globalstar станет достойным конкурентом системы Iridium.

Фирма Loral ведет «агрессивную» политику приобретений и альянсов. Ее система CyberStar сначала будет базироваться на ретрансляторах Ku-диапазона спутниковой системы Skynet. В дальнейшем в CyberStar планируется задействовать три геостационарных спутника, работающие в Ka-диапазоне. Недавно фирма Loral сделала новое приобретение - это компания Orion Network Systems, которая имеет геостационарный спутник (Orion-1), работающий в Ku-диапазоне, и планирует запустить еще два таких же спутника. Кроме того, Loral является партнером фирмы Alcatel и будет продвигать на рынке ее систему SkyBridge.

В свою очередь, фирма Hughes - признанный лидер всемирного рынка услуг и средств спутниковой связи, и многие эксперты считают, что она обладает достаточно высоким технологическим и финансовым потенциалом для реализации своих планов. В конце декабря прошлого года фирма представила в Федеральную комиссию по связи США проект расширения своей системы Spaceway, предусматривающий развертывание геостационарной (Spaceway EXP) и среднеорбитальной (Spaceway NGSO) систем. В полной конфигурации система Spaceway будет иметь 16 геостационарных и 20 среднеорбитальных спутников.

Аналитик Скотт Клавенна из фирмы Pioneer Consulting высоко оценивает шансы на «выживание» систем Spaceway, Astrolink, CyberStar и Orion, но сомневается в перспективности низкоорбитальной спутниковой системы SkyBridge фирмы Alcatel, в которой предусмотрено использование Ku-диапазона, а значит, она может создавать помехи для существующих ССС на базе геостационарных спутников. Тем не менее использование Ku-диапазона имеет свои преимущества. Дело в том, что спутники, работающие в этом диапазоне, будут совместимы с имеющейся наземной инфраструктурой связи и относительно недороги.

К тому же сигналы Ku-диапазона в меньшей степени, чем сигналы Ka-диапазона, ослабляются атмосферными осадками, более дешевым является и наземное оборудование. Таким образом, цены на услуги системы SkyBridge могут быть ниже цен на услуги других широкополосных ССС - следовательно, она вполне может закрепиться на рынке.

Взлететь - значит выжить

Одним из ключевых факторов, определяющих перспективность той или иной системы, вполне может стать наличие у ее создателей возможности запускать спутники. Мировой космической индустрии остро не хватает стартовых площадок и ракетоносителей. Во всем мире есть только полдюжины мест, откуда сегодня производятся запуски коммерческих спутников, и только два из них оптимальны для запуска геостационарных космических аппаратов. Кроме того, ограничения, накладываемые правительством США на использование некоторых иностранных ракетоносителей, и система квот на запуски с территории США обостряют положение. Еще одна проблема - повышение надежности запусков, поскольку около 5% их оканчиваются неудачей.

Представители американской космической промышленности призывают правительство отменить указанные квоты и ограничения и поддержать международный проект Sea Launch. Речь идет о совместной работе фирмы Boeing Commercial Space и предприятий Норвегии, Украины и России, целью которой является создание передвижной пусковой установки на базе морской буровой платформы, а также строительство корабля, выполняющего функции завода по сборке ракет и центра управления запусками.

Многие аналитики считают, что наилучшие возможности в плане вывода на орбиту спутников - у фирмы Hughes, довольно часто запускающей космические аппараты и имеющей возможность резервировать для себя пусковые установки и ракетоносители.

Несмотря на сегодняшний дефицит средств запуска, эксперты оптимистично оценивают будущее новых спутниковых систем: поскольку услуги по выводу на орбиту спутников являются довольно прибыльными, у компаний есть большой стимул для инвестиций в соответствующую инфраструктуру.

Приложения

Большинство поставщиков услуг широкополосных спутниковых систем будут вести жестокую борьбу за пользователя, рекламируя качество обслуживания, обеспечиваемое их системами. Это важный аспект, если учесть, что компании выбирают поставщиков услуг, руководствуясь качеством, стоимостью и надежностью их сервиса, а не типом используемой ими связной технологии. Многие поставщики услуг собираются предлагать гарантии надежности работы своих систем, а некоторые (с целью повышения качества обслуживания) планируют создать гибридные системы, способные сортировать трафик для последующей передачи его по каналам низкоорбитальной, геостационарной, среднеорбитальной или наземной системы связи. Предполагается, что в качестве единой гибридной системы будут использоваться геостационарная система Cyberstar фирмы Loral и низкоорбитальная система SkyBridge фирмы Alcatel (предприятия являются партнерами). Гибридную систему разрабатывала и компания Motorola.

Геостационарные спутники хорошо подходят для широковещательных и многоадресных передач, в то время как низкоорбитальные - для интерактивных приложений, таких, как передача речи и видеоконференции. Специалисты отмечают, что геостационарные спутники не могут соперничать по пропускной способности с низкоорбитальными без использования ряда модификаций протокола TCP, включая имитации подтверждений успешного приема пакетов (TCP spoofing). В то же время председатель IETF Фред Бейкер сообщил, что еще не решены проблемы маршрутизации трафика в низкоорбитальных системах и переменной задержки сигнала в них.

Одной из наиболее перспективных областей применения широкополосных ССС станет копирование больших объемов данных с Интернет-узлов США (сейчас на них хранится примерно 75% всей информации, содержащейся в Интернет, и есть необходимость кэшировать ее на серверах ISP, расположенных по всему миру).

Спутники нового поколения смогут соединять (по широкополосным каналам) удаленные офисы с центральными, а также осуществлять широковещательную передачу информации из центрального офиса в удаленные. Аналитик Иган из фирмы Gartner Group полагает, что в корпоративной среде новые спутники будут применяться в основном с целью обновления баз данных, широковещательных передач аудио- и видеоинформации и удаленного доступа. В развивающихся странах, где в основном отсутствует наземная инфраструктура доступа к магистральным сетям связи, спутники решат проблему «последней мили». Многие специалисты высказывают мнение, что геостационарные спутники лучше любых наземных систем связи подходят для передачи многоадресного IP-трафика (IP multicast). Ведь такой трафик быстро перегружает системы, устанавливающие соединения типа «точка-точка».

Резервирование наземных коммуникаций - еще одна важная область применения спутников следующего поколения. Компании, которые будут иметь резервные каналы (за них им, конечно, придется платить дополнительно), в случае стихийных бедствий (ураган, землетрясение) не окажутся среди предприятий, потерявших связь и безуспешно пытающихся получить доступ к перегруженной спутниковой системе.

Стоит также отметить, что не только крупные фирмы, но и средние, а также малые предприятия будут пользоваться услугами ССС нового поколения.

Что ждет нас в будущем

Создание ССС - процесс длительный, поэтому нет ничего удивительного в том, что работы по проектированию систем более высоких частот, чем Ku- и Ka-диапазоны ведутся уже сегодня. Речь идет о миллиметровых волнах, включая V-диапазон. Средства миллиметрового диапазона предполагается задействовать в следующих ССС: GE*StarPlus фирмы GE Americom, Expressway, StarLynx и SpaceCast фирмы Hughes, CyberPath фирмы Loral, M-Star фирмы Motorola, OrbLink фирмы Orbital Sciences, V-Stream фирмы PanAmSat, Global EHF Satellite Network фирмы TRW.

В будущем, возможно не столь отдаленном, для целей связи планируется задействовать стратосферные летательные аппараты (аэростаты, самолеты), которые будут летать над территориями больших городов. Конечно, такие системы не могут охватывать обширные географические пространства, как это делают спутники, но предполагается, что со спутниковыми и наземными системами связи они будут взаимодействовать.

Фирма Sky Station, основателем которой является бывший государственный секретарь США Александр Хейг, собирается, например, производить наполненные гелием аэростаты. Их предполагается «повесить» на высоте 22 км над крупными городами. Ранее летательные аппараты такого типа использовались для измерения параметров озонового слоя Земли. Несмотря на протесты нескольких операторов спутниковой связи, Федеральная комиссия по связи США лицензировала V-диапазон для этого предприятия. Sky Station планирует запустить свой первый аэростат в 2000 г. Каждый из них шириной будет с футбольное поле и почти в два раза длиннее его. Основная проблема, касающаяся реализации проекта Sky Station и схожих высотных систем, - это обеспечение стабильности местоположения аэростата при действии на него солнечного ветра и микрометеоритов.

Для ее решения аппараты Sky Station планируют оснастить специальными двигателями. Бортовой ретранслятор аэростата будет принимать данные со скоростью 2 Мбит/с и передавать их на Землю со скоростью 10 Мбит/с. Стоимость одной минуты связи составит несколько центов. Фирма Sky Station стремится установить партнерские отношения с национальными операторами связи по всему миру и уже подписала 15 договоров о создании совместных предприятий.

Еще одна система, которая будет базироваться на стратосферных летательных аппаратах, - это HALO Network фирмы Angel Technology. В ней предполагается использовать три пилотируемых самолета-ретранслятора (один резервный); они должны кружить над обслуживаемой территорией (крупным городом) на высоте от 16 до 19 км. Среди инвесторов Halo фигурируют некоторые интересные личности, включая основателя фирмы Teledesic г-на Эда Така. Фирма собирается обслуживать от 100 до 300 городов по всему миру. Месячная плата за пользование каналом с пропускной способностью 1 Мбит/с не будет превышать 50 долл. (индивидуальным потребителям будут доступны каналы с полосой пропускания 1-5 Мбит/с, а предприятиям - с полосой пропускания 5-12,5 Мбит/с). Помимо самолетов, в составе системы предусмотрена станция сопряжения (шлюз) с сетью общего пользования. Стоимость комплекта средств для обслуживания одного крупного города равняется 80 млн долл. Работать система начнет в 2000-2001 гг.

Стоит сказать и о двух совершенно новых бесплатных летательных аппаратах, которые тоже предполагается использовать для связных приложений. Министерство связи Японии недавно закончило исследовательские работы, которые подтвердили возможность создания 270-метрового летательного аппарата с питанием от солнечных батарей или от топливных элементов, способного нести коммуникационное оборудование весом в одну тонну. Полноразмерный прототип аппарата японцы собираются построить в 2001-2002 гг.

Еще одна новейшая разработка - RotoStar представляет собой летательный аппарат с продолговатым обтекаемым корпусом, как у дирижабля, и большим горизонтально расположенным винтом, как у вертолета. Он создан фирмой Silver Arrow и изначально предназначался для израильской армии. По проекту RotoStar должен парить в воздухе на высоте 21 км до шести месяцев кряду, используя солнечную энергию для нагрева аргона, приводящего в действие термодинамический двигатель. Однако сейчас эта программа приостановлена, поскольку у Silver Arrow нет средств на разработку материалов со сменой фазового состояния, необходимых для организации хранения тепловой энергии на аппарате. Работы в этой области остановились и во всем мире в связи с прекращением Министерством обороны США реализации проекта «Звездных войн».

Хотя многие скептически относятся к возможностям стратосферных летательных аппаратов, они тем не менее обладают рядом преимуществ по сравнению со спутниковыми системами. Например, гораздо проще отремонтировать или модернизировать оборудование, размещенное на аэростате, чем на спутнике. Кроме того, развертывание и поддержание стратосферных систем обойдется дешевле. Если эти системы окажутся работоспособными, они позволят предоставить пользователям относительно недорогие широкополосные каналы.

Мне сверху видно все...

Геостационарные спутники.

Высота орбиты - приблизительно 36 000 км. Иногда она называется орбитой Кларка - в честь ученого и писателя-фантаста Артура Кларка, который впервые предложил использовать ее для нужд связи. Вывод на геостационарную орбиту спутника требует больших объемов топлива и сложного маневрирования. Фирма Teal Group предполагает, что к 2006 г. будет запущено 240 геостационарных спутников. Так как геостационарная орбита выше других, то для охвата почти всей территории земного шара требуется около восьми спутников, однако для связи с ними необходимо оборудование большей мощности.

Низкоорбитальные спутники.

Эти космические аппараты летают на высоте 500-2000 км. «Созвездия» низкоорбитальных спутников состоят, как минимум, из 48 спутников, причем все они должны быть запущены до начала коммерческой эксплуатации системы.

Среднеорбитальные спутники.

Высота орбиты - 10 000-20 000 км. Эти спутники вносят меньшие задержки передачи сигнала, чем геостационарные, но для охвата всей территории Земли их требуется больше (около 20). Круговая задержка передачи сигнала (от одного абонента к другому и обратно) в среднеорбитальных системах равна примерно 0,25 с.

Стратосферные системы.

Эти системы базируются на пилотируемых или беспилотных летательных аппаратах. Большинство из них будет работать в миллиметровом диапазоне длин волн. Одно из достоинств - хорошие возможности переконфигурирования бортовой аппаратуры.





  
8 '1998
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Рецепт успеха

локальные сети

• Победы на кабельном фронте

• NetMon: сетевой анализатор Microsoft выходит из тени

бизнес

• Как обуздать технологического гиганта

• CISCO - OCS: партнерство превыше всего!

• CA поворачивается лицом к каналам сбыта

корпоративные сети

• Лучшие продукты 1998 года

• Шлюзы видеоконференцсвязи стандарта H.323

• Три условия успеха сетевого специалиста

услуги сетей связи

• "Небесные" высокоскоростные сети (окончание)

• Наступит ли время Интернет-телефонии?

• Тестируем маршрутизаторы ISDN для SOHO

• Контроль качества услуг связи

• Какая связь в Республике Мордовия?

интернет и интрасети

• Интернет-торговля. Часть I.

• Современные средства доступа к данным

защита данных

• Новое поколение ИБП

только на сервере

• Перспективы применения языка XML в электронной коммерции

• Пакеты удаленного управления для контроля за ресурсами корпоративной сети

новые продукты

• NetWare 3.2: только для профессионалов; В семействе Accelar прибыло; MasterSwitch: включение и выключение на расстоянии; Summit48 фирмы Extreme Networks бьет все рекорды; Catalyst 8510 фирмы Cisco Systems;



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх