Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Европа на перекрестке технологий

Б. Л. Сатовский

По истечении шести лет с момента появления первых коммерческих продуктов ATM наконец-то определилось место технологии ATM в сетях общего пользования — стало понятно, где и как должны применять ее операторы и поставщики услуг, чтобы увеличить свою прибыль. К такому выводу я пришел, посетив ежегодную Европейскую конференцию по ATM (ATM Year 98 Europe).

В прозвучавших на ней докладах представители компаний-операторов делились опытом внедрения данной технологии и приводили поучительные примеры развертывания новых услуг.

Большинство ведущих европейских операторов положили под сукно проекты построения альтернативных транспортных сетей на основе технологии ATM. Они пришли к выводу, что строить такие сети параллельно существующим инфраструктурам SDH не имеет смысла. Вместо этого было предложено внедрять новые услуги путем создания наложенных сетей ATM.

Столь существенное изменение в позиционировании технологии ATM, происшедшее буквально за последний год, стало возможным благодаря опыту эксплуатации первых сетей ATM и работе с первыми абонентами услуг ATM. Раньше говорили: «Зачем нам ATM, если мы имеем SDH?» — и наоборот: «Зачем нам SDH при наличии ATM?» Сейчас стало понятно, что у каждой технологии свое место и одна не исключает другую, а дополняет.

Какова же структура широкополосной сети связи, взятая за основу большинством европейских операторов? Центральное транспортное ядро такой сети базируется на технологии SDH (рис. 1). Основная его характеристика — огромная пропускная способность — на сегодняшний день десятки гигабитов в секунду при минимуме «интеллекта». Затем идет наложенная сеть доступа, для реализации которой наилучшим образом подходит технология ATM, далее — «последняя миля» и клиент (см. рис. 1). В принципе услуга ATM может «доходить» непосредственно до клиента, но больше половины вариантов предоставления высокоскоростных услуг предполагают использование технологий DSL. На «последней миле» могут применяться и другие технологии, в том числе беспроводные.

Каждый уровень описанной выше структуры выполняет свои функции оптимальнейшим образом. Взять, например, ядро сети. Его функции чисто транспортные — передача информационных потоков по соединениям «точка—точка» с максимально возможной скоростью. Но конечные пользователи не способны по одному генерировать столь скоростные потоки, чтобы их можно было напрямую направлять в ядро, — необходимы механизмы, которые обеспечивали бы объединение потоков от десятков и даже сотен пользователей и пересылку высокоскоростных потоков в инфраструктуру SDH. Эту функцию и призвана выполнять технология ATM.

Системы ATM «отвечают» за подготовку информации к быстрой передаче. Если их нет, то у клиента очень скудный выбор — он должен арендовать канал с пропускной способностью, жестко определенной в спецификациях SDH. Это может быть 2 Мбит/с (Е1), Nґ2 Мбит/с, 34 (Е3) или 155 Мбит/с. Причем канал обязательно будет дуплексным, с одинаковой скоростью передачи трафика в обоих направлениях. Но примерно 3/4 приложений ориентированы на асимметричный трафик, когда объем принимаемой информации значительно больше объема передаваемой. И это еще один аргумент в пользу технологии ATM. Она позволяет «интеллектуально» объединять потоки от разных клиентов, индивидуально формируя параметры трафика в обе стороны с нужной скоростью.

Чтобы проиллюстрировать недостатки «гранулированной» структуры SDH и преимущества постепенного наращивания скорости виртуальных соединений ATM (рис. 2), рассмотрим следующий пример. Предположим, связь между учрежденческими АТС, установленными в удаленных офисах некоей компании, осуществляется по каналу 2 Мбит/с (Е1) сети SDH. Если этой компании понадобится немного увеличить число телефонных каналов между офисами (например, добавить пять каналов), то потребуется арендовать у оператора еще один канал Е1, который будет, естественно, загружен не полностью.

Допустим теперь, что на концах того же самого канала Е1, проходящего через магистраль SDH, установлены коммутаторы ATM, выполняющие функции мультиплексирования трафика. В этом случае эффективность использования канала существенно повышается. За счет механизмов оптимизации (сжатие речи, подавление пауз, динамическое выделение полосы пропускания и т. д.) в него «поместится» значительно больше телефонных каналов и «останется место» и для данных (в первом случае для трафика данных придется арендовать еще одну линию связи). Если же потребность в телефонных каналах немного возрастет, не обязательно арендовать второй канал Е1 — поставщики услуг ATM могут предоставить виртуальное соединение с гарантированной скоростью, скажем, 2,3 или 2,5 Мбит/с. Некоторые операторы предусматривают возможность наращивания скорости по 1 Кбит/с.

Если оператор имеет дело с крупным клиентом, испытывающим потребность в передаче разных типов трафика, он может установить свой коммутатор (мультиплексор) ATM на территории этого клиента. Тогда учрежденческие телефонные системы, ЛВС и другое оборудование последнего будут подключаться к коммутатору локально (рис. 3). Заметим, что, если конечным устройством ATM владеет оператор, он может предлагать гораздо более гибкие услуги. Контроль оператора над «последней милей» упрощает как поиск неисправностей, так и обеспечение гарантированного качества обслуживания.

Более общей является ситуация с множеством клиентов, работающих с разными типами трафика, причем совсем не обязательно, чтобы каждый из них имел несколько типов трафика. При обслуживании сотен клиентов из одного узла велика вероятность того, что одни из них будут передавать речь, другие — работать с удаленными базами данных, третьи — «путешествовать» по Интернет. Конечно, можно на каждый тип сервиса поставить свое оборудование, причем с соответствующей пропускной способностью (кому-то достаточно 64 Кбит/с, а кому-то и десятков мегабитов в секунду кажется мало). Но если есть коммутатор ATM, то с его помощью можно обслужить разных клиентов путем предоставления им в одном физическом канале виртуальных соединений с разными параметрами.

Национальные операторы

Услуги ATM предоставляют сейчас операторы большинства европейских стран, причем во многих случаях структуры их сетей аналогичны той, что приведена на рис. 1. Такими операторами являются компании British Telecommunications (BT), Deutsche Telekom и др.

Сеть T-Net компании Deutsche Telekom — крупнейшая среди европейских сетей ATM и охватывает почти всю территорию Германии. Емкость T-Net наращивается по мере увеличения потребностей клиентов: на одних направлениях используются множественные соединения 155 Мбит/с, на других — одиночные. В 1999 г. Deutsche Telekom планирует перевести основную магистраль сети на соединения 622 Мбит/с.

Компания BT позиционирует CellStream не как сеть, а как коммерческую службу ATM. Она находится на стадии интенсивного развития, но сегодня покрывает только густонаселенную южную часть Великобритании. В отличие от Deutsche Telekom компания BT пока не обеспечивает глобального охвата территории своей страны.

По данным специалистов BT, технология ATM позволяет задействовать пропускную способность линий связи на 98%. Для сравнения: большинство поставщиков услуг Интернет, работающих через традиционные каналы связи, считают загрузку в 60—70% близкой к максимальной, и, если она достигает верхней границы указанного диапазона, канал считается перегруженным и они открывают второй.

Для того чтобы сеть ATM работала максимально эффективно, нужно, конечно, иметь много клиентов и точек присутствия. Ведь чем больше клиентов, тем эффективнее «интеллектуальное» мультиплексирование трафика и тем выше степень загрузки.

Тарификация

Основной довод в пользу услуг ATM — обеспечиваемая ими экономия средств. Именно поэтому очень важны вопросы тарификации этих услуг. Рассмотрим их на примере структуры тарифов компании Deutsche Telekom. Для пользователя услуг ATM сети T-Net существует три типа платежей: за подключение, аренду порта и трафик.

Основным параметром, определяющим стоимость подключения к сети ATM, является пропускная способность физического порта доступа. От нее же зависит и абонементная плата за этот порт. Кроме того, абонементная плата зависит от коэффициента доступности услуги, определяемого как суммарное время перерывов в обслуживании за один месяц. Это чрезвычайно важный параметр, поскольку клиентами сети T-Net, как и других сетей ATM, являются крупнейшие банки, страховые организации, издательские дома, транспортные компании и т. п. Надежная работа сети является жизненно важным условием их деятельности. Заметим, что повысить отказоустойчивость сети можно путем подключения оборудования клиента к двум разным узлам оператора и использования «врожденной способности» ATM к перемаршрутизации трафика.

Важнейшим параметром, определяющим сумму, какую клиент будет платить за трафик, является его категория, или класс обслуживания. Deutsche Telekom, как и большинство других операторов, предлагает классы обслуживания с постоянной (CBR), переменной (VBR) и неспецифицированной (UBR) скоростью передачи битов. Виртуальные соединения CBR похожи на выделенные линии. Они гарантируют фиксированную полосу пропускания, низкую временнуўю задержку и малую ее вариацию, что делает их наиболее подходящими для телефонного и другого чувствительного к задержкам трафика. Служба VBR напоминает услуги Frame Relay. Она позволяет назначить гарантированную (SCR) и максимальную (PCR) скорость передачи трафика, а также определить наибольшее число ячеек, передаваемых с максимальной скоростью (MBS). Эта служба хорошо подходит для передачи неравномерно распределенного во времени трафика. И наконец, служба UBR... не гарантирует ничего! Все ячейки помечаются как разрешенные к сбросу и, следовательно, при возникновении в сети перегрузок сбрасываются.

Соединения CBR, как правило, стоят столько же, сколько и каналы SDH c аналогичной пропускной способностью. Поэтому, если предприятие собирается переходить с SDH на ATM и использовать только соединения CBR, это не обеспечит ему сколько-нибудь существенной экономии. А вот полезная пропускная способность соединения VBR значительно, порой в несколько раз, дешевле аналогичного показателя соединения CBR. Услуга UBR еще дешевле, но целесообразность ее использования зависит от степени загруженности сети оператора.

Deutsche Telekom, опять же как и большинство других операторов, не предоставляет соединений с доступной скоростью передачи битов (ABR). ABR является самой «интеллектуальной» службой ATM, поскольку имеет механизмы управления трафиком, обеспечивающие динамическую подстройку скорости передачи. Однако именно «интеллектуальность» ABR ведет к необходимости использовать сложные и дорогостоящие средства учета трафика. Это и стало одной из основных причин нежелания операторов предоставлять услуги ABR.

Кроме класса обслуживания, при оплате трафика учитывается расстояние между соединяемыми портами и продолжительность соединения.

О последнем параметре следует сказать особо. Он относится не к коммутируемым виртуальным соединениям (SVC) — Deutsche Telekom не предоставляет таких услуг, — а к так называемым временным соединениям. Предположим, между двумя офисами организовано виртуальное соединение ATM с гарантированной полосой пропускания 2 Мбит/с, постоянно занятой телефонным трафиком и данными. Но раз в неделю между офисами необходимо проводить видеоконференции. Для этого клиент сети T-Net может временно (скажем, на три часа) получить более широкую, например увеличенную в десять раз, полосу пропускания.

Подобная услуга побуждает клиента арендовать у оператора более скоростной порт доступа. Скажем, он берет 34-Мбит/с порт, но постоянно пользуется только 2-Мбит/с каналом. Однако при необходимости он может позвонить специалистам оператора и в течение нескольких минут получить полосу пропускания вплоть до физической полосы пропускания линии доступа. Конечно, подключение к 34-Мбит/с порту обойдется клиенту дороже, чем подключение к порту с меньшей скоростью, но ненамного. Зато появляется возможность плавно увеличивать скорость связи или задействовать сразу все 34 Мбит/с.

Услуги и клиенты

На базе сетей ATM общего пользования корпоративным клиентам могут предлагаться классические услуги по передаче данных: объединение ЛВС, высокоскоростной доступ в Интернет и т. д., — а также достаточно новый тип услуг — по организации систем цифрового широковещательного телевидения. Кроме того, сети ATM обеспечивают эффективную передачу корпоративного телефонного трафика с применением алгоритмов сжатия. Причем для сжатой речи не обязательно использовать класс обслуживания CBR — вполне подойдет и более экономичная служба VBR.

В полную силу возможности технологии АТМ по предоставлению асимметричных каналов связи проявляются при ее использовании для таких приложений, как высокоскоростной доступ в Интернет. Можно организовать два разнонаправленных постоянных виртуальных соединения с разными скоростями, например 64 Кбит/с от пользователя, а 1 Мбит/с к пользователю (рис. 4).

Технология ATM позволяет предлагать и довольно необычные услуги, например еще малоизвестную в России, но получившую распространение в других странах услугу по дистанционной архивации данных. Существуют компании, специализирующиеся на архивации данных, которые имеют помещения с высокой степенью защищенности и надежные системы хранения. Клиент такой компании может за определенную плату «сбрасывать» туда с некой периодичностью свою информацию и быть уверенным, что она в безопасности. Технология ATM обеспечивает достаточно скоростной канал для такой архивации, причем он может быть организован путем временного увеличения полосы пропускания.

Основными клиентами услуг ATM становятся крупные предприятия и банки с широкой сетью разномасштабных филиалов. Большим филиалам и центральной штаб-квартире требуются высокоскоростные каналы связи, малым филиалам — низкоскоростные. Часто такие предприятия уже имеют корпоративную сеть Frame Relay и по мере своего роста решают перевести наиболее загруженные офисы на каналы ATM. Здесь очень важно, чтобы оператор сумел обеспечить «прозрачное» взаимодействие между ATM и Frame Relay. Компания Deutsche Telekom, например, решила эту задачу, установив в наиболее загруженных точках своей сети около десятка шлюзов, транслирующих трафик из Frame Relay в ATM. Заметим, что сети Frame Relay, как правило, развернуты рядом с сетями ATM и в качестве транспорта используют все ту же инфраструктуру SDH.

Осторожно, граница!

Большую группу потенциальных пользователей услуг ATM составляют крупные транснациональные или панъевропейские компании с филиалами в разных странах. Именно такие компании, испытывающие потребность в передаче разнотипного трафика между разными по масштабу филиалами, как правило, и нуждаются в услугах ATM. Но предоставление международных услуг ATM, основанное на организации взаимодействия между сетями национальных операторов, связано с массой трудностей. Дело в том, что для обеспечения необходимого качества обслуживания оконечные устройства ATM должны обмениваться огромным числом сведений о клиентах и типах их подключения. В ситуации, когда по обе стороны границы используются коммутаторы разных производителей, разные схемы адресации и структуры тарифов, согласовать параметры качества услуг очень нелегко. Практически это удается сделать в единичных случаях. Но поставщики услуг связи не хотят мириться с проблемами, лишающими их многочисленной группы заказчиков, и активно ищут пути их решения.

Один из них заключается в построении единой, подотчетной одной компании магистральной сети, охватывающей сразу несколько стран. Например, компания BT реализует проект Euronet по созданию собственной сети SDH на базе каналов STM-16 (2,5 Гбит/с), которая охватит большинство европейских стран. Местные операторы — партнеры BT подключаются к этой магистрали и «собирают» клиентов на территории своей страны. Компания BT рекомендует этим операторам устанавливать определенный тип оборудования. Соблюдение этих рекомендаций должно обеспечить совместимость в рамках всей сети.

Другой путь — аренда у национальных операторов каналов SDH и построение на их базе международной сети ATM. В данном случае компания, арендующая каналы SDH, устанавливает оконечное оборудование ATM одного производителя, что, естественно, гарантирует его совместимость. Она предоставляет международные услуги ATM, используя транспортные сети разных национальных операторов, но никак не взаимодействуя с их сетями ATM. За счет сжатия передаваемой информации и применения других механизмов оптимизации такие поставщики услуг используют каналы значительно более эффективно, чем традиционные операторы. Например, по данным компании Cignal Global Communications, в некоторых ситуациях ей удается повысить эффективную пропускную способность каналов в 16 (!) раз. Именно такое экономное использование ресурсов и позволяет фирмам, подобным Cignal, получать значительную прибыль. При этом стоимость их услуг обычно на 20—30% ниже стандартного тарифа.

Подводя итоги, перечислим основные преимущества, которые получает оператор или поставщик услуг при внедрении ATM. Эта технология позволяет ему выделять пропускную способность соединений в точном соответствии с потребностями заказчика, использовать асимметричные схемы трафика, дифференцировать услуги по качеству и стоимости, в случае необходимости быстро изменять их параметры, эффективно использовать ресурсы линий связи. В свою очередь, все это дает оператору возможность существенно повысить свою прибыль, что, безусловно, служит основным стимулом внедрения любой новой технологии.

_____
Об авторе
Сатовский Борис Львович,
генеральный директор компании «РУСЛАН Коммуникейшнз»
Телефон: (095) 923-1010





  
1 '1999
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Ирония судьбы, или NDS по осени считают

локальные сети

• Хорошая проводка - это оптимальный кабель, бережливость, изобретательность

• Как построить высокопроизводительную сеть Ethernet

• Портативные приборы для тестирования сети

• Выбираем высокопроизводительный сетевой принтер

• Недорогая кластерная технология

• Парад коммутаторов Gigabit Ethernet (часть вторая)

бизнес

• Стратегия-партнерство

• Nortel продолжает интеграцию

• Newbridge сегодня: масштабируемость, управляемость, надежность

интернет и интрасети

• Java готовится к штурму предприятий

• Бизнес-планирование в электронной коммерции

• NAT: маскировка в пределах прямой видимости

корпоративные сети

• Распределенная файловая система Microsoft

• IP-телефония на вашем предприятии

• Раскроем тайну РРР

услуги сетей связи

• Европа на перекрестке технологий

• Внимание-границе

• Новые продукты для эффективного использования полосы пропускания

• Все услуги - по одной линии

• IP - телефония: все дело в дополнительных услугах

• WiseWan - новое поколение систем сетевого управления

защита данных

• Охота за вирусом: взять живым или мертвым

новые продукты

• Распределенная маршрутизация от RADLAN; Новый оптический соединитель LightCrimpPlus компании AMP; FibeAir 1500: по воздуху - как по волокну; Тестер DST 2000 - прибор нового поколения



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх