Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Война параллельных миров: научная конференция под эгидой Госкомсвязи

А. Н. Новичков

Волею судеб на ход развития современной цивилизации наибольшее влияние оказали две технические области — мир связи и мир вычислительных систем. Так уж случилось, что появились они в разное время, по-разному развивались и получали коммерческое признание. Оба существовали независимо, едва соприкасаясь друг с другом. Но вот жизнь свела их вместе, поставила лицом к лицу в борьбе за клиента, выросшего из рамок традиционной телефонной связи или электронной почты и нуждающегося в получении полного спектра телекоммуникационных услуг.

Что же предпринять в данной ситуации телефонным операторам, многие десятилетия скованным инертностью гигантской инфраструктуры телефонных сетей? Как противостоять молодому, мобильному, текучему, как вода (недаром software — от английского “гибкий”), миру вычислительных машин? Они хватаются за спасительную соломинку — технологию IN, или по-русски интеллектуальные сети.

Что такое интеллектуальная сеть? Это телефонная сеть общего пользования, в которой над телефонными коммутаторами создана компьютерная надстройка, использующая стандартные функции телефонных коммутаторов для предоставления расширенных услуг. Благодаря данной надстройке телефонный коммутатор приобретает как бы дополнительный интеллект, с помощью которого АТС можно настроить на выполнение изначально несвойственных ей функций.

История данной технологии берет свое начало в США, где для крупных компаний, нуждавшихся в дополнительном привлечении клиентов, была создана так называемая служба бесплатного вызова (Freephone) с телефонным кодом, начинавшимся цифрами 800. На развившуюся из такой на первый взгляд незамысловатой услуги технологию IN теперь возлагаются большие надежды, как на мост, способный соединить два доселе не пересекавшихся мира.

Однако это, пожалуй, очень общий, может даже излишне философский, взгляд на проблему: прошедшая в феврале конференция по интеллектуальным сетям не ставила перед собой цель решать столь глобальные задачи. И технология IN рассматривалась на ней в более прозаическом свете. На конференции предполагалось выслушать предложения операторов и разработчиков оборудования по поводу уже назревших дополнений и усовершенствований нормативной базы внедрения технологий IN в России. Предложения эти адресованы в первую очередь к Госкомсвязи РФ, где эту проблему курирует Координационный совет по внедрению новых технологий, в котором, в свою очередь, создана специальная рабочая группа по интеллектуальным сетям.

Немного о таксофонах

Как и следовало ожидать, телефонисты рассматривают сеть Интернет как одну из множества телекоммуникационных сред (наряду с подвижной и фиксированной связью), объединить которые призваны интеллектуальные сети. Но это тоже для операторов отдаленная и пока лишь теоретическая задача. На данном этапе услуги IN рассматриваются ими как способ получения дополнительных доходов. Причем начальные инвестиции при внедрении этих услуг гораздо скромнее начальных вложений на построение самой сети, а доходы весьма заметны даже на фоне абонентской платы за основные услуги.

Немалую часть времени на конференции заняло обсуждение того, какие из услуг IN (а для реализации на территории России их выбрано пять, в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании по вопросу внедрения оборудования, ПО и услуг интеллектуальных сетей) и с каким успехом вводятся сегодня на российских телефонных сетях.

Наиболее наглядные перемены, связанные с внедрением элементов IN, произошли в Республике Удмуртия благодаря местному оператору “Удмурт Телеком”. Здесь внедрением такой услуги, как вызов по предоплаченной карте (Prepaid Calling Card — PCC), решили не только проблему восстановления таксофонного парка, но и разгрузки междугородных переговорных пунктов и даже подключения к Интернет.

Внедренные в Удмуртии телефонные сервисные карты позволяют с таксофонов делать любые виды звонков (от местных до международных), а благодаря использованию PIN-кода с любого стационарного телефона местного оператора на территории республики осуществлять междугородные и международные звонки, подключение к Интернет и пользоваться другими дополнительными услугами.

Конечно, это еще далеко не те интеллектуальные сети, которые были задуманы в Госкомсвязи, а всего лишь одна из услуг, реализованная специалистами фирмы Ericsson, причем не на основе полной аппаратной платформы IN, а путем дополнительного программирования коммутатора. Специалистами “Удмурт Телеком” было найдено компромиссное решение. Поскольку на момент закупки оборудования у фирмы Ericsson в 1995 г. сертификатов на комплексные платформы интеллектуальных сетей еще просто не существовало, им в сотрудничестве с инженерами из Ericsson пришлось реализовывать средства управления и администрирования услуги PCC путем перепрограммирования самой телефонной станции.

При внедрении услуг IN, как никогда, требуется взаимодействие различных телефонных операторов, особенно в тех случаях, когда в обслуживаемой зоне действуют одновременно несколько крупных конкурирующих коммерческих телефонных компаний, что уже сегодня актуально для Москвы и Санкт-Петербурга. Разумеется, услуги IN каждый оператор может вводить и самостоятельно (за исключением общефедеральных, для которых уже закреплены коды в плане нумерации), однако тогда возникнет проблема повышенных затрат на оборудование, согласование интерфейсов и потери из-за отсутствия унификации услуг.

Одна из идей, прозвучавших на конференции, — это то, что внедрение интеллектуальных услуг своего рода ступень к переходу на повременную оплату телефонных разговоров. Постепенное внедрение технологий IN позволяет создать более благоприятные социальные условия введения повременной оплаты, психологически подготовить пользователей, оправдать в их глазах эту экономическую меру, необходимую для совершенствования существующей сети.

Седьмая зона

Как ни странно, но вследствие своего позднего присоединения к всемирной “интеллектуально-телекоммуникационной” инфраструктуре Россия даже получила некоторые преимущества при внедрении IN. Так, разработку своих стандартов мы начали, имея уже довольно обкатанную (платформы IN эксплуатируются в мире уже больше 10 лет) нормативную базу, пришедшую к нам из МСЭ и ETSI (European Telecommunications Standards Institute). Благодаря усилиям таких научно-технических центров, как КОМСЕТ, ЛОНИИС и ЦНИИС, удалось создать российский вариант стандарта INAP (Intelligent Network Application Protocol) — INAP-R — и даже договориться с основными поставщиками оборудования электросвязи (естественно, зарубежными) о соблюдении этого стандарта при производстве ими оборудования для России.

Вопросы развития и внедрения у нас интеллектуальных сетей тесно связаны с планом нумерации российской (седьмой) зоны всемирной нумерации. Ведь выбор соответствующей услуги IN не что иное, как набор определенного телефонного номера. Благодаря недавно завершенной работе по выработке плана нумерации теперь уже можно точно сказать, какие номера будут отведены под соответствующие типы интеллектуальных услуг в России. Например, для обращения к услуге бесплатного вызова на всей территории РФ зарезервирован код 800, а для организации виртуальной частной сети — 807. В общей сложности на данный момент, помимо основных десяти (800—809) под дополнительные услуги IN в Госкомсвязи РФ зарезервировано 48 телефонных кодов.

По словам А. Ю. Рокотяна, начальника Управления электросвязи Госкомсвязи РФ, в российском плане нумерации вводится единственное принципиальное ограничение: он не предусматривает символьной мнемоники в телефонных номерах.

Вернемся к нашим Мирам

Так все-таки каким же образом технология IN позволит сблизить два параллельных телекоммуникационных пространства — традиционную телефонию и Интернет? А вот как: благодаря ей пользователь Интернет становится свободным от подписания каких-то специальных договоров с Интернет-провайдером на подключение к Интернет. Оператор сети с помощью интеллектуальной надстройки над телефонным коммутатором сам становится поставщиком услуг Интернет, а пользователь в результате каждого подключения к Интернет (простым набором определенного кода услуги IN) оплачивает обычный телефонный счет. Прообраз такого подхода, как уже упоминалось, внедрен в Удмуртии, где накоплен достаточный опыт для оценки экономической эффективности новой услуги.

Конечно, вряд ли это можно назвать интеграцией сетей в полном смысле этого слова — скорее это “интеграция оператора с Интернет”. Но с чего-то же надо начинать. Ведь и интеллектуальные сети были в прошлом простой “услугой 800”.





  
5 '1999
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• С компьютерным новым годом!

локальные сети

• Об NT по существу: «Ну перенесите же приложения на Linux!»

• Тестируем консолидированные серверные системы

• Эти разные, разные устройства FC-AL

• Комфорт для людей и машин

• Наведение порядка в распределительных шкафах

• Огнеупорные материалы — необходимый атрибут любой сетевой инфраструктуры

интернет и интрасети

• Его величество потребитель

• Четыре среды разработки Java для проектов уровня предприятия

• Механизмы, балансирующие нагрузку Web-узлов

защита данных

• Когда лекарство опаснее самой болезни

• Не слишком ли хороши биометрические устройства?

корпоративные сети

• Беда нечаянно нагрянет...

• Метасправочники обеспечат синхронизацию информации о пользователях

• Анализаторы протоколов АТМ и Gigabit Ethernet: главные баталии еще впереди

• Средства системного мониторинга уровня предприятия

услуги сетей связи

• Интегрированные сети — технологии и политика

• Службы многоадресной рассылки факсов: экономия плюс эффективность

• Системы LMDS: хороший шанс и

• Война параллельных миров: научная конференция под эгидой Госкомсвязи

новые продукты

• Новые анализаторы спектра новой измерительной компании; Драйвер персональной сетевой защиты IP-LIR; NSG-500 мал да удал!



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх