Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Это электронный рынок или всего лишь электронная платежная система?

Брайан Уолш

В предыдущей статье (см.: Сети и системы связи. 1999. № 5. С. 100) я подчеркнул важность улучшения Web-узлов типа “бизнес—бизнес” посредством придания им некоторых черт и функциональных возможностей Web-узлов типа “бизнес—клиент”. При этом подразумевалось, что добавление новых функций — это не простое копирование отдельных приложений, а некий системный подход, который превращал бы пользователей в покупателей и соответствовал бы их нуждам.

В статье также обсуждался эффект “сокращения нормы прибыли”, связанный с развитием Интернет-торговли. Чтобы получить доказательства уменьшения маржи, достаточно взглянуть на рынок страховых услуг. С одной стороны, конкуренция на этом рынке вынуждает работающих в Интернет страховых брокеров снижать цены, а с другой — их коллегам, привыкшим вести дела традиционным способом, приходится учитывать это снижение, что делает страхование отнюдь не сверхприбыльным бизнесом.

У владельцев первых “комфортабельных” Интернет-магазинов не возникало проблем с клиентами. Но как только потребители привыкают к новым услугам, а это происходит очень быстро, они начинают тщательно выбирать компании, предоставляющие эти услуги на более выгодных условиях. Претендующим на лидерство в электронной торговле Web-узлам необходимо учесть это и принять меры по совершенствованию своей деятельности в соответствующем секторе рынка.

Сегодня технологии Интернет-торговли достаточно хорошо изучены и широко применяются. Кроме того, растущий потребительский спрос ускорил процесс стандартизации систем защиты электронных платежей. Но технология, детализирующая все предшествующие покупке транзакции, чрезмерно специфична и довольно плохо описана. Представьте себе: чтобы “свести” друг с другом покупателей и продавцов ценных бумаг, создаются целые брокерские Интернет-компании, которые для сопоставления конкурирующих запросов и предложений всего-навсего предоставляют простые внешние интерфейсы к невероятно сложным прикладным системам. Без использования уже имеющихся биржевых инфраструктур NYSE и NASDAQ торговля акциями в Интернет была бы невозможна.

В настоящий момент электронная коммерция (ЭК) пока является не полноценной рыночной структурой, а скорее набором платежных Интернет-систем, разукрашенных разными “картинками”. Вместе с традиционной рекламой, “купленными” ссылками и результатами поисковых запросов эти картинки совершенно бесполезны и, как правило, только раздражают. Тем не менее эти системы представляют собой единственную альтернативу множеству не совместимых между собой фирменных технологий и специальных приложений, ограничивающих возможности пользователя.

Не секрет, что на сегодняшний день лучшие цены предлагаются на Web-аукционах, например таких, как eBay. Продавцы заинтересованы в поддержке механизмов оплаты (а значит, и в развитии технологий выставления счетов, подобных OFX), но не желают тратить время на технологии, снижающие их прибыли. Тем не менее компания PriceLine сделала существенный шаг вперед, разработав модель потребительского ценообразования, согласно которой покупатель сам определяет, какую сумму он готов заплатить за продукт, а конкурирующие торговые фирмы борются за право поставки данного продукта данному клиенту. Для направления и обработки запросов потребителей служат Web-узлы типа “портал”. Отметим, что на электронных аукционах основной трафик генерируют не корпорации, а индивидуальные покупатели и продавцы. С точки зрения покупателя, лучший рынок — это тот, где конкурируют только цены.

Такая тенденция прослеживается не только на Web-узлах для конечных потребителей. Например, Chemdex, посредническая компания в области химической промышленности, помещает в свой Web-каталог данные о продуктах различных поставщиков и принимает заказы для них через факс и электронную почту. Пример с компанией Chemdex демонстрирует один из способов предоставления торговых услуг активным посредником. Но этот способ зачастую приводит к возникновению трудностей. Предположим, вы взаимодействуете с посреднической фирмой Charles Schwab и можете заказывать необходимый вам товар до тех пор, пока эта фирма поддерживает отношения с производящей его компанией. Понятно, что в такой ситуации потребитель начинает задумываться о более совершенной системе торговли.

Двигаясь вперед

Сейчас на основе Интернет-технологий уже создан и предлагается целый ряд услуг по универсальному доступу и защите информации. В сложившейся ситуации электронная коммерция непременно должна выйти на качественно новый уровень, преобразовавшись из набора платежных Интернет-систем в полноценную гибкую рыночную структуру.

В дополнение к платежным системам необходимо разработать и внедрить технологии описания товаров и услуг, определения лучшей цены, согласования условий поставки товара, поддержки клиентов и разрешения ценовых споров. Сегодня очень легко сделать краткосрочный прогноз развития электронной коммерции, но невозможно предсказать тенденции развития данной области на год вперед. Однако три пункта этого развития очевидны: первый — при отсутствии спроса со стороны потребителей стандарт протокола ЭК высокого уровня не появится, второй — различные отрасли предложат различные решения, и, наконец, третий — технология ЭК по-прежнему будет сочетать в себе как “новое” так и “старое” — в виде программ-агентов и EDI-транзакций соответственно.

Если внимательно посмотреть на протоколы, используемые в настоящее время для платежей в Интернет, можно убедиться, что основу их сообщений составляют строго определенные поля для ввода конкретных сведений (номера кредитной карты, суммы платежа и т. д.). Протоколы, применяемые для заключения сделок на фондовой бирже, также содержат поля, определяющие действие (покупка или продажа), вид и число акций. Для создания хорошего протокола ЭК необходимо развить эту концепцию, дополнив формат сообщения пунктами, которые позволяют описать продукт, задать его цену и выявить наиболее подходящие предложения.

На сегодняшний день процессы анализа структуры коммерческих Web-узлов и поведения Интернет-покупателей, а также интерактивного обмена информацией между торговыми фирмами подвержены ошибкам и не масштабируются. Чтобы поддержать высокий темп развития технологий ЭК в Интернет, нужно согласовать структуру протокола ЭК и содержание сообщений на самом высоком уровне. На основании этого продавцы и покупатели смогут обмениваться информацией автоматически, без вмешательства человека и использования какого-либо специального ПО или Web-узла сторонней организации.

Эффективность электронной коммерции напрямую зависит от возможности реализовать с помощью заверенных цифровыми сертификатами XML-документов наиболее полный набор коммерческих транзакций для максимального числа продавцов и покупателей. Тогда покупатель сможет направлять стандартные XML-запросы о наличии и цене товара сразу нескольким продавцам, а те, в свою очередь, имея сертификат запроса, смогут однозначно идентифицировать клиента. Таким образом, цифровой сертификат придет на смену обязательной регистрации покупателя в разных торговых системах.

Стандартное представление коммерческих транзакций — это не новость. Системы электронного обмена данными (EDI) существуют уже много лет. Сколь-нибудь широкому распространению этих систем препятствует ряд факторов, в частности их высокая стоимость и чрезмерная сложность, отсутствие в них поддержки локализованных приложений и наличие большого числа заказных реализаций. Тем не менее для большинства транзакций такое стандартное представление оказалось вполне приемлемым.

Первые попытки

В октябре 1998 г. рабочей группой IETF был представлен проект открытого протокола Интернет-торговли (Internet Open Trading Protocol — IOTP) версии 1.0, целью которого является структурная формализация взаимодействий в электронной коммерции. Протокол интегрируется с платежными системами, такими, как SET, Mondex, CyberCash и DigiCash. Для покупателей протоколом IOTP определяются содержание и порядок следования сообщений, операторы платежей, доставки, служба клиентской поддержки. Протоколом также определяются компоненты (XML-документы), содержащие информацию о покупателях и продавцах (подписи, операторы платежей, адреса и способы доставки), о заказе (описание товаров или услуг), его оплате (в какой валюте и сумма) и доставке. Наконец, наличие компонента “цифровая подпись” позволяет подписывать все эти документы, обеспечивая их целостность.

Несколько ранее был создан Консорциум Открытой Интернет-торговли (Open Buying on the Internet — OBI), деятельность которого была направлена на демонстрацию возможностей персонализации интерактивных товарных каталогов

(с помощью цифровых сертификатов) и синхронизацию информации о заказах в системах закупщика и поставщика.

Автор протокола IOTP Давид Бардет заявил: “Мы не стремимся разработать стандартный способ исчерпывающего определения атрибутов любого продукта, всевозможных видов “специальных предложений” или предоставляемых клиенту услуг. В то же время не думайте, что в электронной коммерции есть что-то, не требующее стандартизации. Например, в дополнение к таким общим операциям, как запрос цены, обработка платежа и оформление доставки, необходим надежный способ запроса и получения самых разных сведений типа “каково состояние моего заказа?” или “предоставьте мне сметную стоимость этих строительных работ”. В этом случае стандартизация поможет нам сконцентрировать свое внимание на самой коммерческой информации, а не на способах ее представления и передачи. Протокол IOTP предлагает стандартный механизм обслуживания запросов; с его помощью обеспечивается стандартная реализация таких операций, как оплата и поставка товаров/услуг”.

Успехи в развитии Интернет подтверждают прямую зависимость прогресса от стандартизации. Глобальная стандартизация в области электронной коммерции не может учесть весь спектр существующих сейчас частных протоколов. Таким образом, открытый стандарт имеет только один путь развития — его разработкой должна заняться организация, не ориентированная на какой-либо частный протокол. В противном случае остается лишь ждать, пока одна из крупных компаний не разработает полноценный протокол самостоятельно, а все остальные коммерческие структуры примут его как стандарт.

В следующем году наступят тяжелые времена для Интернет-порталов, ныне имеющих самые высокие показатели товарооборота. Как и в случае с технологией EDI, в свое время удовлетворившей потребность крупных корпораций в автоматизации их взаимодействия с поставщиками, так и теперь в интересах действующих как посредники порталов поддерживать лучшие решения в области интерактивных каталогов и протоколов для электронной коммерции в Интернет.





  
7 '1999
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Бесплатный Интернет по-английски

локальные сети

• Модульные компоненты упрощают монтаж оптических кабельных систем

• Есть ли будущее у коаксиальных разъемов?

• Тестирование оптических кабелей для Gigabit Ethernet

• Тестируем оборудование для беспроводных ЛВС стандарта 802.11

интернет и интрасети

• Это электронный рынок или всего лишь электронная платежная система?

• Новое слово в Интернет-бизнесе

корпоративные сети

• Маршрутизирующие коммутаторы: в бой идут одни новички

• Изобилие модемов V.90

услуги сетей связи

• Интернет-3

• Спутниковая связь для корпоративных сетей

• Концентраторы доступа: ваш выход в мир ATM

• ADSL Lite: широкополосные услуги — в массы

• Из Медвежьих Озер в медвежьи углы

• IP-телефония бизнес-класса

• Высокоскоростные радиомодемы ISM-диапазонов

новые продукты

• «Гигабитные» коммутационные шнуры от АМР; Когда коммутаторы и приложения едины



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх