Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Тематический план
Отдел рекламы
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

В игру вступает Россия

В. В. Гуров

Итак, работа группы “Интернет-телефония” Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) дала положительный результат: после нескольких коррекций соответствующих формулировок и положений, которыми сопровождалась разработка коммерческих лицензий на телематическую службу передачи речевой информации, Государственный комитет РФ по телекоммуникациям приступил к их выдаче.

Об этом официально было объявлено на конференции, проведенной Ассоциацией документальной электросвязи в московском отеле “Аэростар”. В настоящее время ведется оформление семи первых лицензий, за которыми, надо полагать, последуют и другие. На момент написания данной статьи список фирм, планирующих заниматься Интернет-телефонией, насчитывает уже свыше семидесяти компаний, причем не только российских, но и из стран СНГ.

Как известно, в силу ряда технологических и потребительских особенностей Интернет-телефония (более широкое понятие — IP-телефония) отличается от традиционной телефонной связи. Отправной точкой ее развития стала программа VocalTec Internet Phone, для работы с которой требовался мультимедийный ПК с доступом в Интернет. Владельцы таких компьютеров могли устанавливать речевые соединения через сеть передачи данных на основе протокола IP — фактически это была мультимедийная Интернет-услуга.

Дальнейшее развитие этой технологии привело к появлению шлюзов для доступа в телефонные сети общего пользования, благодаря чему услугой смогли пользоваться владельцы не только ПК, но и обычных телефонов. Позвонив в компанию, являющуюся поставщиком услуг IP-телефонии, и проделав некие манипуляции с телефонной клавиатурой в тоновом режиме, пользователь теперь может связаться с любым номером по всему миру. По сравнению с обычным международным (междугородным) звонком стоимость такой услуги значительно дешевле, однако качество соединения заметно хуже. Разумеется, применение специально выделенных, оптимизированных под речевые соединения сетей передачи данных на базе протокола IP, протоколов поддержки QoS, а также совершенствование технологий компрессии речи неизбежно приведут к тому, что качество IP-телефонии повысится и приблизится к качеству традиционной телефонии. Однако сегодня, внятность и узнаваемость голоса при передаче по Интернет еще сильно отличаются от передачи по традиционному телефонному соединению. Кроме того, сама природа Интернет не гарантирует своевременную доставку речевых пакетов до пункта назначения. Часто невозможность доставки информации за определенное время приводит к потере соединения и разрыву связи.

Эти и другие отличия учитывались при решении вопроса о лицензировании деятельности операторов по предоставлению услуг IP-телефонии в России. С одной стороны, скорее всего, невозможно заставить российских операторов IP-телефонии, чтобы они соблюдали все положения требований и нормативы, предъявляемые к сегодняшним услугам телефонной связи, поэтому представляется естественным принять решение классифицировать их услуги как разновидность телематических служб. В выдаваемых сегодня лицензиях услуги IP-телефонии так и называются “телематической службой передачи речевой информации”, что предполагает использование “технических средств передачи данных с коммутацией пакетов”. С другой стороны, данное решение, очевидно, приведет к демонополизации рынка дальней телефонной связи со всеми вытекающими отсюда последствиями, в частности к изменению принципов взаиморасчетов между операторами связи. Например, для обеспечения доступа к своим клиентам операторам IP-телефонии придется платить местным предприятиям электросвязи.

Что думают поставщики решений?

Совсем недавно многие существующие сегодня телекоммуникационные технологии еще не были столь широко известны. Между тем операторы связи уже не могут обойтись без них — в противном случае их сети будут работать неэффективно, без прибыли. Кроме того, нужно также учитывать, что тарифы зачастую не покрывают себестоимости предоставления услуг связи.

Что же может произойти в будущем, когда вдруг возьмет и исчезнет технология SDH, а вместо нее по “голому” оптоволокну “заработает” технология спектрального мультиплексирования, “поверх” которой c помощью сверхмощных маршрутизаторов будет передаваться IP-трафик, включающий в себя все остальное, в том числе и телефонный трафик? Ну а если вместо этого обработкой телефонного трафика “займутся” ATM-коммутаторы? На эти вопросы предложено было ответить представителям компаний — производителей оборудования, принявшим участие в конференции АДЭ.

С точки зрения компании Cisco Systems, которая, заметим, сегодня по большому счету никем не оспаривается, протокол IP — это общепринятый стандарт и для сетей доступа, и для транспортных сетей. Компания полагает, что в настоящее время использование традиционных услуг связи не всегда коммерчески оправданно, поскольку существуют технологии, позволяющие использовать телекоммуникационную инфраструктуру более эффективно, в том числе и при передаче обычного телефонного трафика.

Однако, как известно, связь не терпит всевозможных “революций”, как социальных, так и технологических, поэтому нужны эволюционные решения. Что ж, пакетная телефония прошла этап использования простеньких шлюзов на основе ПК и наконец воплотилась в хорошо масштабируемых продуктах, таких, как учрежденческие АТС с распределенной архитектурой, устройства доступа и операторские шлюзы с поддержкой целого ряда протоколов сигнализации. Все это, по утверждению Cisco Systems, можно снабдить соответствующей системой управления и биллинга.

Продукция другой фирмы, Ericsson, широко используется в России. Одних только коммутаторов АХЕ у нас насчитываются сотни. Для того чтобы с их помощью начать предоставление новых услуг, включая и IP-телефонию, достаточно инсталлировать на них нужное ПО. Однако, когда речь заходит об IP-телефонии, фирма Ericsson, имеющая заслуженную репутацию поставщика надежных связных решений, подчеркивает, что эта технология хороша только в выделенной сети, в других случаях связь будет ненадежной. В совместном проекте фирм Ericsson и Delta Three по предоставлению услуг IP-телефонии более чем в 30 странах мира — IP Telephony solution for Carriers (IPTC) — качество связи между IP-телефонами обеспечивается минимизацией времени задержки и использованием выделенной сети Global Internet Telephony Network of Delta Three, что позволяет “обойти” сети Интернет общего пользования.

В России решения IP-телефонии испытывались на действующих узлах компаний “ИнкомТел ТГ”, “РИНЕТ” (Новосибирск), “АСК” (Екатеринбург) и “Интернет-Центра” Иркутского государственного университета. В нашей стране для обеспечения надежной связи с сетью Delta Three предполагается воспользоваться услугами компании SITEK.

Как и Ericsson, фирма Nortel Networks работает на телекоммуникационном рынке уже более 100 лет и за это время накопила богатый опыт в области технологий связи. Сегодня она предлагает решения, базирующиеся на концепции объединенных сетей — Unified Networks. Фирма уже давно предоставляет своим заказчикам такие надежные решения, как Voice-over-FR и Voice-over-АТМ. А совсем недавно, в середине мая с. г., компания British Telecom объявила о том, что, основываясь на решении Nortel Networks под названием IPConnect, она за два года построит крупнейшую сеть IP-телефонии в Испании, которая будет насчитывать до 100 тыс. портов. Базовыми компонентами сети станут системы обработки вызовов (IPConnect Call Engine — ICE) и сигнализаций (Universal Signaling Point — USP), шлюзы CVX 1800 Access Switch, универсальные аудиосерверы (Universal Audio Server — UAS) и интегрированная платформа сетевого управления (Integrated Network Management — INM).

Что мы имеем?

Компания “Комптек”, возглавляемая Аркадием Воложем, внесла значительный вклад в формирование рынка IP-телефонии в России. Одной из первых она начала экспериментировать сначала с программой VocalTec Internet Phone, а затем с решениями компании Dialogic (приобретена фирмой Intel за 780 млн долл.). На сегодняшний день самые крупные российские операторы IP-телефонии — это RGC (имеет серверы в Москве, С.-Петербурге, Южно-Сахалинске, Владивостоке, Хабаровске, Новосибирске, Нью-Йорке, Мюнхене, Берлине и Франкфурте) и Tario Trading (сеть Tario.Net объединяет примерно 30 городов в России и странах СНГ, имеет выход на 237 стран мира через шлюз в США), — а также и Ассоциация независимых провайдеров Интернет-телефонии до начала выдачи лицензий эксплуатировали свои сети в “отладочном” режиме и не вели широкой коммерческой деятельности. Теперь же (во многом благодаря деятельности членов группы АДЭ “Интернет-телефония” — http://www.comptek.ru/iptelephony/workgroup.html) Россия, будем надеяться, не отстанет от цивилизованного мира, по крайней мере по темпам внедрения новых технологий. Конечно, пока у нас нет ста тысяч IP-телефонов, но по числу инсталляций VocalTec мы сегодня занимаем первое место в Европе. IP-телефония уже испытана более чем в 70 городах России, а после принятия Государственным комитетом РФ по телекоммуникациям положительного решения о выдаче лицензий компании смогут быстро начать предоставление коммерческих услуг. Ранее предполагалось, что IP-телефонией заинтересуются прежде всего небольшие компании, однако, как оказалось, больше всех она привлекает внимание традиционных операторов, поскольку позволяет им предоставлять услуги дальней связи тем, кто ранее не мог ими воспользоваться из-за высоких цен.

Вместе с тем некоторые операторы — участники конференции АДЭ — отметили высокую стоимость продуктов IP-телефонии. Действительно, решения начального этапа ее внедрения (на основе ПК) были относительно недорогими. Однако после того как энтузиасты поработали с ними и получили положительный результат, за дело, как всегда, взялись крупные компании-производители, которые начали “делать” большие деньги на IP-телефонии. В результате в определенный момент цены выросли — таков процесс рыночной адаптации любого технологического решения. Для того чтобы оно окупилось и начало приносить прибыль через полгода или хотя бы через год, необходим маркетинг. Что уж греха таить, в этом вопросе наши традиционные операторы еще отстают от альтернативных. Вообще же при массовом производстве стоимость портов имеет тенденцию к снижению.

“Кусачие” цены не единственная проблема, которая стоит сегодня перед будущими операторами IP-телефонии. Например, перед тем как начать строить сеть, нужно ли учитывать в проекте все существующие стандарты? С одной стороны, это обеспечит совместимость оборудования — до определенного уровня, а с другой — применение в сети “фирменных” технологий позволит оптимизировать ее производительность и добиться максимальной функциональности. Поэтому при внедрении IP-телефонии, как, впрочем, и любой другой открытой технологии, нужно точно знать, какая цель преследуется — эффективная работа или совместимость.





  
9 '1999
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Опыт проведения Интернет-рекламы

локальные сети

• От тактовой частоты до информационной магистрали

• Сдуйте пыль с ленточного накопителя

• Планируем перевод сети NetWare на протокол IP

бизнес

• Управление документами, знаниями и инновациями в бизнесе

интернет и интрасети

• Протоколы для платежей через Интернет

корпоративные сети

• Модернизация сети с помощью Gigabit Ethernet

услуги сетей связи

• Серверы RAS для крупных предприятий

• Концепции прежние — решения новые

• Транстихоокеанская сеть АТМ

• В игру вступает Россия

защита данных

• Единая регистрация в системах безопасности

новые продукты

• Кабельные системы ХЕ компании ITT-NS&S; DynaSite: для своих и иностранцев



 Copyright © 1997-2003 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (095) 234-53-21. Факс (095) 974-7110. вверх