Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Возможности и проблемы внедрения тонких клиентов

Дэйв Молта

В свое время, несмотря на активную рекламную кампанию, появление в продаже личного электронного секретаря Newton фирмы Apple Computer не оказало заметного влияния на рынок. Тогда в печати одна за другой стали выходить статьи, авторы которых на первый взгляд убедительно доказывали, что сама идея личного электронного секретаря порочна и время таких продуктов никогда не придет. Однако сегодняшняя большая популярность устройства PalmPilot компании 3Com и несколько меньшая - моделей электронных секретарей с операционной системой Windows CE показывает, что спрос на подобную продукцию существовал всегда, а пресловутый Newton просто был выпущен не до конца доработанным.

Нечто похожее происходит сейчас и с тонкими клиентами (упрощенными компьютерами, предназначенными для работы с серверами). Их выходу на рынок предшествовала массированная рекламная кампания с участием фирм-производителей IBM, Oracle, Sun Microsystems и др., но первые модели тонких клиентов имели невысокое быстродействие и оказались совсем не такими простыми в эксплуатации и управлении, как уверяла реклама; это породило скептическое отношение к ним со стороны пользователей. В то же время цена на обычные, полностью укомплектованные и сконфигурированные ПК снизилась с 2,5 тыс. до менее чем 1,5 тыс. долл. Кроме того, последние три-четыре года не было необходимости существенно обновлять ОС Windows, что позволило предприятиям все это время эксплуатировать такие машины, практически не меняя их конфигурацию. В результате издержки, связанные с обновлением компьютерного парка, снизились, а ежегодные амортизационные отчисления с каждой машины теперь составляют всего около 500 долл. При таком положении дел разве кто-то захочет отказаться от полнофункционального компьютера в пользу тонкого клиента?

Тем не менее некоторые аргументы против установки полнофункциональных ПК на рабочие места пользователей существуют. Во-первых, снижение цен на ПК совсем не означает, что пользователям стало проще работать с ними. Кроме того, несмотря на появление разнообразных средств системного управления, многим менеджерам по информационным технологиям по-прежнему приходится прилагать немалые усилия для своевременного обновления ПО пользователей и обеспечения его надежной работы. Во-вторых, немало пользователей ПК - в первую очередь те, кто рассматривает ПК лишь как инструмент для выполнения своей работы, - оказываются абсолютно беспомощными, сталкиваясь со сбоями в их работе, и поэтому предъявляют повышенные требования к их надежности. Для них хорошо управляемая информационно-вычислительная система на базе тонких клиентов всегда считалась идеальным решением в силу своей надежности, безопасности и предсказуемости.

В-третьих, потенциальными пользователями тонких клиентов являются миллионы людей, которые работают с подключенными к мощному компьютеру неинтеллектуальными терминалами ввода-вывода. И, хотя такие терминалы просты в обслуживании, они существенно ограничивают набор находящихся в распоряжении пользователя приложений, но перспектива их замены на полнофункциональные ПК, особенно в удаленных офисах и филиалах компании, не очень-то привлекает системных администраторов.

Совокупная стоимость владения

Совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership - TCO) компьютерной системой включает в себя затраты на приобретение компьютерного оборудования и поддержание его в рабочем состоянии, а также финансовые потери, обусловленные сбоями в его работе. Сами по себе тонкие клиенты не являются таким уж волшебным средством для снижения ТСО. Дело в том, что они ненамного дешевле обычных ПК, и, поскольку предъявляют повышенные требования к ресурсам сервера, экономия затрат на оборудование рабочих мест может быть быстро “съедена” дополнительными расходами на расширение конфигурации сервера. Более того, несмотря на недавнюю реструктуризацию цен на Windows NT TSE (Terminal Server Edition), после которого эта ОС стала более доступной для пользователей, стоимость лицензий на ПО, необходимое для работы с тонкими клиентами, может оказаться выше стоимости лицензий на ПО обычных ПК.

Преимущество информационной системы с тонкими клиентами заключается в ее улучшенной управляемости и, как следствие этого, повышенной надежности. Принято считать, что во многом именно благодаря централизованному управлению тонкие клиенты гарантируют высокий уровень надежности обслуживания пользователей - как при работе с мэйнфреймами. Однако, чтобы обеспечивать столь высокую надежность, обслуживающий персонал должен иметь соответствующие знания и опыт в управлении тонкими клиентами и сетевым ПО. В настоящее время предприятия в основном пока еще не имеют таких специалистов и вынуждены обращаться за помощью к многочисленным консалтинговым фирмам, системным интеграторам и VAR-реселлерам. Надежность работы информационной системы часто определяется не столько соответствующими возможностями ее базовой технологии, сколько качеством ее реализации и квалификацией обслуживающего персонала.

И все-таки, несмотря на указанное преимущество тонких клиентов, заменить ими на предприятии обычные ПК бывает нелегко, поскольку неизбежно возрастающая при этом зависимость работы пользовательского компьютера от состояния сети отнюдь не радует многих пользователей. Именно поэтому наиболее гладко и последовательно такая замена осуществляется на предприятиях с четко выраженной иерархией управления и высокой исполнительской дисциплиной.

Вариации на тему...

Одни информационно-вычислительные среды идеально подходят для внедрения тонких клиентов, а другие - нет. Например, замена тонкими клиентами применяемых для решения задач автоматизированного проектирования рабочих станций - не очень хорошее решение, поскольку для нормальной работы приложений, запускаемых на этих станциях, требуются значительные системные ресурсы. Тонкие клиенты лучше использовать для работы с традиционными офисными приложениями. Их можно легко задействовать и в качестве терминала хост-компьютера, что довольно актуально для средних и крупных предприятий. Одни тонкие клиенты имеют встроенное (записанное в ПЗУ) ПО эмуляции терминала, другие - загружают его с сервера, а третьи - только отображают на экране своего дисплея результаты работы этого ПО, запущенного на сервере.

Поскольку ОС Windows широко применяется на многих предприятиях, любой претендующий на значительную долю рынка производитель тонких клиентов должен реализовать в них возможность работы с Windows-приложениями. В большинстве случаев эта задача решается с помощью записанного в ПЗУ ПО протокола для удаленного дисплея. Наиболее широкое распространение получили два таких протокола: ICA (Independent Computing Architecture) фирмы Citrix Systems, совместимый с широким набором платформ, и RDP (Remote Display Protocol) компании Microsoft, поддерживаемый лишь на платформе Windows. С помощью этих протоколов тонкие клиенты обеспечивают пользователям удаленный доступ к Windows-приложениям, функционирующим на серверах Windows NT TSE компании Microsoft, WinFrame или MetaFrame фирмы Citrix. Хотя с развертыванием таких систем связан ряд трудностей, они тем не менее становятся все более популярными - главным образом потому, что управление всеми приложениями в них может быть централизовано на сервере, при этом для нормальной работы удаленных пользователей широкой полосы пропускания сетевых каналов не требуется.

В современных приложениях клиент-сервер в отличие от эмуляторов терминалов и серверов Windows-приложений для отображения пользовательского интерфейса часто используются средства HTML и Java. Сейчас все более популярными становятся те приложения, в которых Web-браузер используется в качестве клиентского средства для взаимодействия с сервером приложений, поскольку в них отсутствует необходимость частого обновления клиентских средств. Поэтому тонкие клиенты часто оснащаются встроенными Web-браузерами и виртуальными машинами Java или осуществляют доступ к последним с помощью протоколов ICA и RDP.

Типы тонких клиентов

Windows NT Terminal Server Edition и Citrix MetaFrame: конкуренты или соратники?

Фирма Citrix Systems начала свою деятельность с разработки серверов удаленного доступа на базе OS/2, но настоящий успех пришел к ней с появлением на рынке продуктов WinFrame, поддерживающих многочисленные одновременные независимые пользовательские сеансы удаленного управления Windows-приложениями, работающими на сервере Windows NT. Но после появления ОС Windows NT TSE (Terminal Server Edition) не отпала ли надобность в продуктах фирмы Citrix?

Для ответа на этот вопрос обратимся к таблице. В ней содержится информация о некоторых дополнительных возможностях, которые появятся в системе после внедрения MetaFrame. Если же такие возможности не нужны вам, имеет смысл ограничиться Windows TSE. MetaFrame не работает без Windows TSE, поэтому вы должны выбрать: покупать ОС Windows TSE в отдельности или в комплекте с MetaFrame?

На рынке представлено несколько альтернативных подходов к реализации тонкого клиента, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Выбор оборудования, соответствующего требованиям ваших приложений и совместимого с существующей у вас сетевой инфраструктурой, является важной и сложной задачей.

Большим спросом на рынке тонких клиентов пользуются Windows-терминалы. Первые такие устройства имели однозадачную ОС (загружаемую из ПЗУ), например DOS, и поддержку протокола ICA. Первым производителем Windows-терминалов является компания Wyse Technology, которой в настоящее время принадлежит значительная доля этого рынка. Недавно производители стали использовать Windows CE в качестве базовой ОС для Windows-терминалов. Эта компактная, загружаемая из ПЗУ многозадачная ОС совместима с протоколами RDP и ICA. Кроме Wyse Technology, на рынке Windows-терминалов работают и другие производители, в том числе Boundless Technologies, NCD и Neoware.

Полную версию данной статьи смотрите в 10-м номере журнала за 1999 год.





  
10 '1999
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Почем фунт пакетов?

локальные сети

• Возможности и проблемы внедрения тонких клиентов

• Продукты для Gigabit Ethernet

• Технология 1000Base-T и медная проводка

бизнес

• IP-бухгалтерия от Cabletron

интернет и интрасети

• Использование технологии JDBC в приложениях Java

• Подготовка сети к групповому IP-вещанию

корпоративные сети

• Лучшие продукты 1999 года

• Организация резервных каналов. Практические советы

услуги сетей связи

• Visual поможет котролировать качество услуг АТМ

• WAP расширяет возможности мобильной связи

• Ох уж эти мобильные телефоны!

• Интеллектуальные услуги для тех, кто еще не в курсе

защита данных

• RADWARE FireProof упрощает распределение нагрузки межсетевых экранов

новые продукты

• Самый мощный NetServer; Новые маршрутизаторы Prestige



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх