Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Ох уж эти мобильные телефоны!

Дэвид Уиллис

В последнее время, когда я звоню по мобильному телефону, очень часто разговор обрывается на полуслове. Это происходит вовсе не потому, что я стал непереносимым собеседником. Просто я пытаюсь делать невозможное: успешно вести свой бизнес с помощью мобильного телефона, который оказался не готов к подобному применению.

А три прошедших года я был абонентом пяти компаний — операторов мобильной связи, предоставляющих услуги аналоговых и цифровых сетей, реализованных на основе самых разных технологий и стандартов, включая TDMA, CDMA и GSM.

И вот вам мой совет: не придавайте слишком большого значения заявлениям операторов различных систем о достоинствах их технологий. Качество услуг операторов определяется не столько возможностями используемого ими оборудования, сколько самой организацией их бизнеса. И это совсем не простая задача — найти компанию, которая обеспечивала бы связь, соответствующую по надежности той, какую мы имеем, используя обычную проводную телефонную сеть.

Не хочу здесь выделять какую-либо конкретную операторскую компанию, поскольку говорю о проблемах в отрасли мобильной связи в целом. На многочисленных онлайновых форумах ведутся оживленные дискуссии по поводу компаний, предоставляющих худший сотовый сервис или сервис PCS. Возьмите любого оператора, будь то AirTouch, AT&T Wireless, Bell Atlantic Mobile, Sprint PCS, Cellular One, Omnipoint или Nextel, — и вы найдете немало недовольных клиентов. Все компании имеют одни и те же общие недостатки: внезапные разрывы соединений, частая занятость сети, недостаточная зона охвата и/или ненадежная связь внутри зданий.

Одной из причин появления множества проблем с мобильной связью является существенное увеличение числа ее пользователей. Согласно данным CTIA (Cellular Telecommunications Industry Association — Отраслевая ассоциация сотовой связи), с 1995 по 1998 г. число владельцев сотовых телефонов более чем удвоилось. При этом средняя месячная абонентская плата снизилась на 24%, а расценки за минуту разговора — аж на 40%.

Не нужно быть великим экономистом, чтобы понять следующую закономерность: операторы мобильной связи переориентировались с высокодоходных корпоративных пользователей на индивидуальных клиентов, заинтересованных в недорогом обслуживании. Но, поскольку доходы в расчете на одного пользователя при этом падают, чтобы иметь возможность финансировать дальнейшее расширение бизнеса, операторы должны привлекать все большее их число. Сейчас сотовые телефоны так же широко распространены в США, как кабельное телевидение и служба America Online. Некоторые родители снабжают ими своих чад, когда те только начинают учиться водить машину, а иногда и раньше. На краю футбольного поля я видел десятилетнего мальчишку-футболиста, взахлеб описывающего отцу по мобильнику свой потрясающий гол.

Сеть — дело не простое

Увеличивающаяся нагрузка изменяет модель трафика сотовых сетей, согласно которой они были разработаны. Данные статистики CTIA показывают, что среднее время звонка с 1988 г. и вплоть до последнего времени оставалось неизменным и составляло немногим менее двух с половиной минут, но сейчас, с введением операторами фиксированных тарифов (предусматривающих определенный лимит времени обслуживания в пределах фиксированной абонентской платы), оно быстро растет, что и вызывает перегрузки в сотовых сетях. Так, когда абоненты в северной Европе потеряли экономический стимул вовремя вешать трубку, они начали использовать свои сотовые телефоны для контроля за поведением своих маленьких детей.

Возросшее число пользователей сделало сети мобильной связи неустойчивыми в работе. Качество их услуг стало нестабильным и подверженным широким колебаниям в зависимости от местонахождения абонента. Справедливости ради нужно сказать, что обеспечение стабильности качества обслуживания в сетях мобильной связи общего назначения — одна из наиболее трудных инженерных проблем. Она требует создания новых моделей работы сети, ориентированных на постоянные колебания нагрузки и на рост числа пользователей. Разумеется, вы можете запланировать ввод в строй дополнительных мощностей на наиболее загруженных участках сети, но как учесть случаи, подобные, например, наплыву сотен репортеров к отелю, в котором остановилась Моника Левински?

При стоимости оборудования одной соты в сети мобильной связи около 500 000 долл. оптимизация этих сетей далеко не тривиальное дело. Обслуживающие их инженеры вынуждены не только бороться с перегрузками, но и поддерживать в рабочем состоянии разнообразное стареющее оборудование. Большинство сетей являют собой конгломерат технических средств разных производителей; каждое такое средство имеет свои эксплуатационные характеристики и “причуды”. В частности, сеть Sprint построена на базе оборудования фирм Lucent Technologies, Nortel Networks и Motorola.

А в ответ — занято

В обозримом будущем мобильные телефоны останутся удобным в использовании средством связи, но ненадежным. Расценки на мобильную связь будут и дальше снижаться, повинуясь стремлению операторов увеличить число абонентов, но руководителям предприятий не стоит использовать ее для осуществления критически важных функций, таких, как диспетчерская связь, или рассматривать ее в качестве замены пейджеру. Я не хочу быть пациентом в той клинике, где доўктора вызывают к больному по сотовому телефону, а не по пейджеру.

Недавно в Вашингтоне меня подвез таксист, для связи с диспетчером использующий мобильный телефон. Его компания поменяла свою специализированную систему мобильной радиосвязи на обычные цифровые мобильные телефоны. Так вот, таксист признался мне, что бывают дни, когда он хочет просто выбросить свой телефон и искать пассажиров старым, испытанным способом: на обочинах тротуаров и у отелей. Позднее, в тот же день, находясь на выставке ComNet, я вдруг обнаружил, что от моего мобильного телефона, подключенного к службе PCS фирмы AT&T, стало практически невозможно добиться ничего, кроме сигнала занятости. Когда мне все же удалось позвонить, я чувствовал себя так, как будто выиграл приз в лотерею. Телефон моего друга, являющегося абонентом сети Cellular One, какое-то время работал лучше, но в конце дня стал вести себя так же, как и мой.

Случай с упомянутым мной таксистом учит: выбирай то, что лучше работает. Сотовая сеть общего пользования не может заменить частную радиосистему. Мало того — она даже не в состоянии обеспечить хотя бы такую же надежность связи, как в большинстве пейджинговых систем. Во многом благодаря удачно выбранному фиксированному тарифному плану AT&T Digital One Rate подразделение Wireless Services фирмы AT&T обеспечило ей почти половину прироста ее годового дохода в 1998 г. Феноменальный успех! Однако знаю по собственному опыту: качество связи в сети AT&T не соответствует таковому в обычной телефонной сети — нередко во время разговора голос собеседника становится все тише и соединение разрывается. Кроме того, довольно часто сеть посылает сигнал занятости, когда я пытаюсь дозвониться до кого-нибудь.

Не надо “пудрить” мне мозги

За 90 долл. в месяц я вправе ожидать от сети большего. Итак, я звоню в абонентскую службу фирмы AT&T и рассказываю ее представителю о недавнем случае потери связи.

В ответ на это он начинает внушать мне, что наверняка сбоя в работе сети вовсе и не было, что, может быть, я или мой собеседник случайно нажал на кнопку отбоя, что виновата не сеть, а люди, не умеющие обращаться с телефонным аппаратом. Попутно он объясняет, что я не буду платить за неудачные попытки установления соединения — словом, несет полнейшую чушь.

Обслуживание бизнес-класса непременно должно быть надежным. И тот факт, что сотрудник компании-оператора начинает юлить, когда слышит жалобу клиента, свидетельствует о том, что услуги, предоставляемые его сетью, не соответствуют этому требованию. В соглашении с фирмой AT&T предусматривается, что качество предоставляемых ею услуг имеет определенные ограничения (в частности, возможно внезапное прерывание разговора) и что компания не несет ответственности за любой сбой продолжительностью менее 24 ч. В то время как предоставление других видов услуг связи, ориентированных на корпоративных клиентов, все чаще сопровождается заключением соглашения о требуемом уровне обслуживания, контракты по сотовой связи допускают почти полное его отсутствие.

Если и есть что-нибудь хорошее в службе мобильной связи фирмы AT&T, так это телефонные аппараты фирмы Nokia, которыми она снабжает своих клиентов. Потрясающе! Мой аппарат Nokia 6160 как-то раз проработал в течение трех дней без подзарядки аккумулятора, установив рекорд числа незавершенных вызовов на один его заряд. К счастью, мой телефон имеет встроенные часы, поэтому полезен даже вне зоны действия сети мобильной связи, и при отсутствии должного уровня сервиса.

Но достаточно об AT&T. Это не единственный, как я уже отмечал, оператор с подобными проблемами. Когда я спросил представителя компании Pacific Bell, почему у меня прерывалась связь во время быстрой езды по шоссе, он посоветовал мне, прежде чем звонить, остановиться у обочины. Сервис Sprint PCS немногим лучше — звонки, которые я делал из офиса, постоянно обрывались.

Системы мобильной связи широкого пользования являются пасынками телефонной индустрии, снижающими планку качества обслуживания абонентов. Спросите любого поставщика услуг IP-телефонии о качестве предоставляемого им обслуживания, и вы наверняка услышите: “По крайней мере оно лучше, чем в сотовой сети”. Да, нам нужен более высокий стандарт качества.





  
10 '1999
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Почем фунт пакетов?

локальные сети

• Возможности и проблемы внедрения тонких клиентов

• Продукты для Gigabit Ethernet

• Технология 1000Base-T и медная проводка

бизнес

• IP-бухгалтерия от Cabletron

интернет и интрасети

• Использование технологии JDBC в приложениях Java

• Подготовка сети к групповому IP-вещанию

корпоративные сети

• Лучшие продукты 1999 года

• Организация резервных каналов. Практические советы

услуги сетей связи

• Visual поможет котролировать качество услуг АТМ

• WAP расширяет возможности мобильной связи

• Ох уж эти мобильные телефоны!

• Интеллектуальные услуги для тех, кто еще не в курсе

защита данных

• RADWARE FireProof упрощает распределение нагрузки межсетевых экранов

новые продукты

• Самый мощный NetServer; Новые маршрутизаторы Prestige



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх